Штабс-капитаны

Ожидается симметричный ответ донецких на назначение вице-спикера Александра Зинченко координатором избирательной кампании «Нашей Украины». Вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев, скорее всего, возглавит электоральный штаб премьера Виктора Януковича. Сегодня истекает десятидневный срок, отпущенный Президентом для самоопределения Андрея Петровича, а также четырех других парламентариев-совместителей. Клюев должен сделать выбор: или он уходит с должности вице-премьера, и, сохранив депутатский мандат, возглавляет кампанию премьера, или…

Или же должен добровольно отказаться от полномочий народного депутата и остаться вице-премьером. Последний вариант пока маловероятен. Хотя бы потому, что Клюев ушел в отпуск на 45 дней. Такой немыслимо длинный по кабминовским меркам отдых обычно является верным признаком грядущих изменений в карьере. Итак, у Ющенко есть Зинченко, а у Януковича, скорее всего, будет Клюев. Хороший повод поговорить о структуре предвыборных штабов двух основных кандидатов в президенты. Благо 3 июля официально стартует избирательная кампания, а на другой день, 4-го числа, уже можно начинать работу по регистрации кандидатов.

Штабс-капитан Зинченко

Не будем рефлексировать по поводу социал-демократического прошлого Александра Алексеевича. Он сделал свой выбор и уже не может включить «задний ход». Его прошлое понятно, а будущее, в лучшем случае, туманно. Гораздо более полезно проанализировать место и роль «нашеукраинского» неофита в новой для него системе политических координат.

Что такое предвыборный штаб Виктора Ющенко? Вопрос, конечно, интересный. С ходу на него не ответишь. Представьте себе достаточно ветвистое генеалогическое древо. Наподобие того, которое висит в кабинете Виктора Ющенко, расположенного на третьем этаже относительно приличного подольского особнячка. Кстати, окна офиса Виктора Андреевича выходят аккурат на резиденцию американского посла. Сотрудники «нашеукраинского» офиса стесняются данного факта и предпочитают указывать другой ориентир – ресторан «Запорожье». Не надо ложной скромности. Место действительно хорошее. Бой-дама «НУ» Вера Ульянченко могла бы подрабатывать на какую-нибудь иностранную разведку, поскольку в состоянии, не вставая со своего рабочего места, фиксировать всех посетителей посольства США. Даже без телеобъектива. Вы скажете, какое отношение имеет Вера Ульянченко к ветвистой «генеалогическо-организационной» структуре штаба «НУ»? Да самое прямое. О месте и роли того или иного человека в жизни любого политического лидера буквально «кричит» расположение его кабинета. Так вот, у Веры Ивановны есть небольшой еврозакуток рядышком с Ющенко. Буквально через стенку. Кабинета Александра Зинченко там нет. И вряд ли он появится, поскольку Александр Алексеевич – не Вера Ивановна. Данное утверждение априори никто не в состоянии опровергнуть. Допуск к «телу» Ющенко (в хорошем смысле этого слова) у Ульянченко гораздо выше, чем у Зинченко. И у офис-менеджера «Нашей Украины» Олега Рыбачука тоже. Если к указанным товарищам добавить Петра Порошенко, то получается ближний круг. Это, конечно, не избирательный штаб.

При анализе штабной структуры «НУ» следует различать формальный и неформальный аспекты вопроса. Можно вычертить, как это любят делать объединенные социал-демократы, штатную схему электоральной структуры «Нашей Украины». Наверху находится координационный совет, который возглавляет Петр Порошенко. Это «великий хурал», который работает по принципу – «говорите, говорите, вы мне не мешаете». В нем представлены все партийные субъекты блока, особо одаренные депутаты и многие, многие другие. В принципе, данная структура не может работать эффективно. Но зато «хурал» позволяет выпускать политический пар и может служить плацдармом для проведения интриг и контринтриг. Его надструктурный статус служит отличным прикрытием для борьбы конкурирующих группировок. Другими словами, формально есть орган, который держит в руках Порошенко. Все демократично, но в организационном плане почти полностью бесполезно.

Под «хуралом» расположился собственно избирательный штаб, руководимый Романом Безсмертным. Четко формализовать его структуру можно лишь до уровня первых и простых заместителей Романа Петровича. Первых замов у Безсмертного аж трое – Олег Рыбачук, Игорь Гринив и Юрий Ехануров. Есть еще шесть просто замов. По идее, каждый из них должен курировать какое-то направление. Это формально. А на практике получается жесткая конкуренция разных группировок в рамках одного предвыборного образования. Иначе и быть не может, поскольку невозможно провести четкое разграничение функций между таким количеством народа.
И еще учтите такой факт: все же хотят доказать, что они самые лучшие и эффективные. В любой иерархической организации такая конкуренция – обычное дело. Недаром же «кризисные менеджеры» столько писали о ссорах Безсмертного с Рыбачуком, Червоненко и с кем-то там еще. Обстановка действительно непростая. 100 депутатов чего-то ждут. Происходит естественный процесс деления ожидающих по принципу доступа к принятию решений. Виктор Андреевич — человек добрый и хочет, чтобы всем было хорошо. В результате появляется огромное количество руководящих должностей. Но недовольных всегда больше, чем кресел. Это закон любой организации.

Теперь поступила новая вводная: система усложняется, поскольку избрана коалиционная модель ведения избирательной кампании. Формально этим участком работы должен руководить Зинченко. Это стандартная схема решения неразрешимых противоречий. Когда уровень конкуренции между различными группировками в рамках одной корпорации достигает критической точки, то, как правило, ищут «разводящего» («кризисного менеджера»), который приходит и пытается наладить ситуацию. Главное, чтобы этот человек не был связан с одним из конкурентов и был как бы «свежим ветерком» в застоявшейся атмосфере. Примеров можно привести массу. Например, приход спикера Владимира Литвина в Аграрную партию, где минимум три лидера не могли поделить сферы влияния. Или же вспомним, как Сергей Тигипко возглавил «Трудовую Украину».

Кстати, пример с Тигипко весьма поучителен для «работодателей» Александра Зинченко. Сергей Леонидович и Александр Алексеевич – воспитанники одной комсомольской школы, базирующейся на демократическом централизме. Тигипко творчески применил данный принцип к «трудовикам», и в результате получилась «обрезанная» версия партии и фракции «Трудовая Украина». Так, «рекламное лицо» превратилось в собственника политического брэнда. Но подобная участь «Нашей Украине» не грозит, поскольку все очень запущено.
Функции Зинченко априори должны пересекаться с функциями Безсмертного. Не может человек координировать действия чужих избирательных штабов, не влияя на принятие решения в центральном офисе. В таком случае он превращается в простого посыльного, который передает судьбоносные решения. Поскольку поговорить со штабистами Тимошенко путем передачи пакета с ценными указаниями вряд ли возможно, то придется на месте принимать согласованное решение. Например, Зинченко договорился о быстром реагировании на событие с Тимошенко. А Роман Петрович думал поступать совершенно иначе. И как, скажите пожалуйста, организовать «быстрое реагирование» (выражение Виктора Ющенко), если не понятно, кто конкретно должен заниматься, например, информационным сопровождением интересующего события?

Вот «кризисные менеджеры» провели очередную комбинацию. Зинченко начинает реагировать. Вызывает специалиста по «серому пиару» Гринива. Тот переадресовывает его к известному политологу Николаю Томенко. Причина переадресации: это не «серый пиар». Томенко говорит, что необходим аналитический подход к делу и советует обратиться к Анатолию Гриценко. Гриценко пока еще только въезжает в тему. Он недавно перешел работать к Ющенко на постоянную работу. Вызывают главного редактора газеты «Без цензуры» Диану Дуцик. Диана, как всегда, все делает. Но не понимает, что именно надо делать, так как со всех сторон поступают противоречивые указания. В это время у Петра Порошенко случается приступ инсайда, и он дает ряд очень дельных советов Роману Безсмертному. Роман Петрович начинает работать в указанном направлении. Точнее демонстрирует, что начинает работать, поскольку продолжает упорно гнуть свою линию. Появляется Рыбачук, быстро вникает в суть дело и, как руководитель офиса, посылает всех. Работать. Потом звонит Ющенко и интересуется, что сделано? Возникает пауза, ведь необходимо найти крайнего. Желающих нет.

Появляется Вера Ульянченко и проводит построение всего подвернувшегося под руку личного состава. Под руку подвернулась, допустим, Ирина Геращенко. Она популярно объясняет всем, что является пресс-секретарем Виктора Ющенко, а речь идет об акции, которую проводит блок «Наша Украина». Находят пресс-секретаря блока. Татьяна Мокриди в недоумении, ведь речь идет об аналитической разработке, которую следует согласовать с Гринивым. Или, на худой конец, с Гриценко. Гриценко занят. Он пишет программу действий Ющенко после победы. Просил не беспокоить. Тут появляется Зинченко и попадает под горячую руку Веры Ивановны.

Прикольно? Весьма. Чтобы избежать возникновения подобных инцидентов Александр Зинченко должен сформировать свою команду, способную дублировать все функции центрального штаба. Иначе он обречен блуждать в недрах электорального механизма, работающего на победу Виктора Андреевича. А ведь есть еще региональные отделения штабов, вопросы финансирования, медиа-координации и т.д. и т.п.

Можно сказать, что главной характеристикой штаба Ющенко является его полицентричность. В соответствии с законами бюрократии объем работы, которую надо проделать, растет прямо пропорционально увеличению количества координационных центров. Во второй части нашего исследования мы расскажем о работе донецкого штаба.

Продолжение следует.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам