Тест по польской просьбе

Все-таки даже в жизни Украины бывают приятные моменты. Поляки, например, вновь продемонстрировали, что являются друзьями и «адвокатами» Украины не только на словах, но и на деле. Новый премьер-министр Польши Марек Белка обратился к двадцати пяти странам Европейского Союза с предложением дать Украине четкий ответ о возможности стать в будущем полноправным членом ЕС. Причем, по мнению польского премьера, это нужно сделать срочно.

Срочность же эта продиктована тем, что Украина, мол, оказавшись перед закрытыми дверями Евросоюза, может повернуть вспять — вместо Запада на Восток, под крыло России. Пресс-секретарь польского МИД Богуслав Маевски откровенно рассказал польской прессе, что заявление Евросоюза об украинских перспективах вступления в эту организацию позволило бы Украине строить новое государство, ориентированное на Запад. «В противном случае Украина примет обратное направление», — резюмировал г-н Маевски. А чтобы подтвердить серьезность своей новации, поляки не только предлагают заявление в защиту европейских амбиций Украины, но и хотят учредить в новой Европейской комиссии пост нового комиссара по вопросам дальнейшего расширения ЕС.

Что и говорить, круто забирают наши ближайшие западные стратегические партнеры. Однако, с другой стороны, большой неожиданности в этом предложении польской стороны нет. Польша, как всякая страна, четко осознающая свои интересы, ясно видящая угрозы и вызовы современности собственному благополучию, просто обязана так действовать. Чтобы все вокруг понимали, что имеют дело не с «абы кем», а со страной, которая не будет пассивным наблюдателем и безропотным исполнителем, преисполненным благодарности за допуск в ЕС.

И это, согласитесь, правильно. Это вам не беззубая и непродуктивная многовекторная политика Киева, меняющаяся со скоростью флюгера на сильном ветру.

Польское предложение продиктовано, во-первых, тем, что Варшава хочет сработать в «украинском вопросе» на опережение. Стать инициатором того, о чем в Европе задумались, похоже, очень серьезно — буфере между собой и набирающей силу Россией.

Сейчас это особенно актуально — уходит «заготовка» для буфера, то есть Украина. Дело вот в чем. С активизацией Киева в направлении создания ЕЭП слишком многие в Европе вдруг осознали, что будет, если Украина действительно «уйдет под Москву» и «русский медведь» опять угнездится непосредственно на восточной границе. Но если, к примеру, для Брюсселя или Парижа с Берлином на востоке есть какие-то «прокладки» и буферы в лице новых членов ЕС, то для этих самых членов и для Польши конкретно это будет непосредственный кордон. Со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. И с реанимацией всех прежних страхов перед «имперским монстром».

В Европе уже четко определились и выработали два подхода к тому, как можно «нейтрализовать» Россию. Первый: создать из Украины буфер, не принимая ее в ЕС и даже отказывая ей в надеждах на этот счет. Например, комиссар единого рынка Евросоюза Фриц Болкенштайн из Голландии считает, что Европе следует оградить себя буферными государствами от Сирии, Ирана, Ирака и России. По его мнению, высказанному недавно на сайте газеты Financial Times, от ближневосточных государств ЕС должна защищать Турция, а от России — Беларусь, Молдова и Украина. При этом Болкенштайн считает, что буферные государства ни в коем случае не следует принимать в ЕС. Он утверждает, что этого не стоит делать по двум причинам: во-первых, Европа должна оградить себя от опасных соседей, а во-вторых, тогда придется принимать и Украину, которая, по мнению комиссара, в принципе, является гораздо более европейской страной, но должна выполнять роль буфера. Голландский комиссар изложил свои взгляды на будущее устройство союза в своей книге «Границы Европы» (The Limits of Europe). Главная мысль книги — ЕС должен стать чем-то большим, чем просто таможенный союз, и быть надежно защищенным.

В этом же ключе недавно выступили президент Еврокомиссии Романо Проди и еврокомиссар Гюнтер Ферхойген. Они заявили, что европерспектив у Украины нет. И в недавнем интервью газете «День» Проди сказал: «Украина является стратегическим партнером ЕС. Мы вместе работаем над дальнейшим укреплением наших отношений в рамках Европейской политики соседства. Эта политика возникла в ответ на расширение ЕС, но она не направлена на расширение. Эта политика не связана с вступлением в ЕС — этот вопрос пока не стоит на повестке дня».

Второй подход состоит в том, что Киеву надо дать хотя бы надежду на вступление в ЕС, пусть и в отдаленном будущем. И этот подход, несмотря на всяких Проди, похоже, приобретает все больше и больше сторонников. Особенно среди новых членов ЕС, оказавшихся в положении, похожем на польское. Во всяком случае, недавно временный президент Литвы Артурас Паулаускас, представляя внешнеполитическую доктрину своей страны, заявил: «Украина для нас является естественной частью западной цивилизации, в частности Европы, поэтому ее место в Европейском Союзе и НАТО является логичным. Литва будет добиваться членства Украины в этих структурах и помогать Киеву проводить экономические, политические и социальные реформы». По словам литовского лидера, инициативы Вильнюса должны объединить юг и север, запад и восток континента, и именно Литва вместе с соседями по региону — странами Балтии, Скандинавии и Польшей — должна влиять на восточную политику Евросоюза, приоритетами которой должно стать членство Украины в трансатлантических структурах, а именно — в Евросоюзе и НАТО.

Согласитесь, заявка Вильнюса на лидерство в регионе, которое в Варшаве уже автоматически приписали себе, серьезная. Вот польский премьер и решил «дожать» ЕС своей инициативой. А по данным издания «Речь Посполита», польское предложение готовы поддержать Великобритания и Италия. И это вполне возможно, учитывая хотя бы тот факт, что итальянский премьер Сильвио Берлускони любит попить кофе с украинским Президентом Леонидом Кучмой. Да и Германия не хочет терять свои позиции в Украине. Посол этой страны в Украине Дитер Штюдеманн публично заявил на одной из конференций в Киеве: «Я лично уверен, что у вас есть потенциал стать членом ЕС». И добавил, что если Украина хочет «фундаментальных заявлений» о своей европерспективе, то ей «следует смотреть в европейский договор». «И вы увидите, что двери не закрыты. Нужно просто приблизиться к порогу», — подытожил он. И даже позволил себе покритиковать высокопоставленных чиновников ЕС — Проди и Ферхойгена, назвав их антиукраинские высказывания «вербальным итогом реальной ситуации». «Что меня поражает — европейская сторона довольно много внимания уделяет вербальным сигналам», — сказал он.

Во-вторых, Польша действует в отношении Украины не только исходя из ностальгически привлекательных остатков политической романтики, заключенной в известные формулы бывших диссидентов «За нашу и вашу свободу!» и «Без независимой Украины не может быть независимой Польши». Польское политическое «адвокатство» интересов Киева в Европе очень легко можно конвертировать во вполне осязаемые экономические материально-финансовые дивиденды и выгоды. И расчет на это — тоже польская традиция. Посол Польши в Украине Марек Зюлковски в недавнем интервью «Кіевскому телеграфу» сказал: «В 60—70-х годах один из, скажем так, отцов нашей восточной политики Ежи Гедройц сказал ставшую для поляков руководством к действиям фразу: «Польша столько заработает на Западе, сколько сделает на Востоке». Это о многом говорит, даже учитывая сегодняшнюю роль нашей страны уже как члена ЕС. Данные слова — о реальных политических интересах Польши как государства, которое должно вести свой диалог с западными партнерами и в силу географического положения, и в силу экономических интересов, но при этом проводить и свою восточную политику». В виду, естественно, имеется и двусторонняя торговля, и приграничное сотрудничество, и отстаивание совместных проектов на континенте. Их пока нет, но ведь они могут быть. И могут работать не так, как известная «труба» Одесса—Броды…

В-третьих, польская инициатива вполне может быть очередным тестом-провокацией для украинской элиты. Максимально заостряя тему своей помощи евроинтеграции Украины, поляки как бы проверяют подлинность планов и заявлений украинских лидеров о «стратегическом курсе в Европу». И приглашают максимально четко высказать, так за кого официальный Киев: за Европу или за Евразию? Поляки вполне резонно могут считать это нелишним, учитывая тот факт, что в Украине заметно, по крайней мере в риторике, усиливается евроскептицизм.

Выражен он в словах бывшего первого замминистра иностранных дел Украины Александра Чалого, до самоотставки отвечавшего за эту самую евроинтеграцию. Он сказал: «Расширение ЕС (которое состоялось 1 мая сего года. — Авт.) четко зафиксировало неготовность Евросоюза предоставить Украине перспективу членства в ЕС даже на долгосрочную перспективу. Расширение Евросоюза завершает период еврооптимизма в наших отношениях с ЕС и ставит вопрос поиска новой модели отношений. На сегодня разговор о перспективах членства в Европейском Союзе на определенный период, возможно, довольно значительный, снят с повестки дня отношений с ЕС». Чалый напомнил, что элементарный реалистический анализ отношений на оси Киев—Брюссель показывает, что, «кроме Копенгагенских критериев, существуют другие факторы» (которые являются препятствием в интеграции Украины в Евросоюз. — Авт.). И эти «факторы», как уже было указано выше, — необходимость создать буфер между ЕС и Россией. Все, круг кажется замкнутым.

Эта тема получила свое развитие в речах самых высоких руководителей Украины — от Президента до премьер-министра. Смысл их высказываний сводится к очень простой формуле: раз нас не ждут в Европе и игнорируют, то и мы должны их «послать». Во всяком случае, больше никуда не проситься, а искать иную альтернативу, в частности ЕЭП. А с Европой нужно искать новые пути и новую модель сотрудничества. Чалый предложил брать пример с Норвегии или Швейцарии «в проведении политики евроинтеграции, но без перспективы членства в ЕС». По его мнению, это даст возможность «строить отношения на более равноправных основах».

И это «новое сотрудничество» как с ЕС, так и с Единым экономическим пространством, конечно, возможно. Но поляки-то знают, как сотрудничать с Россией и чем это может закончиться, несмотря на все разговоры, к примеру, о «равноправии в ЕЭП». Ну подозрительные они такие — учитывают свой недавний опыт.

Не исключено, что польская инициатива рассчитана и на приближающиеся президентские выборы. Поляки как бы желают устроить некое соревнование по вопросу евроинтеграции между властью и оппозицией — кто из них зарекомендует себя «большим европейцем». С лидером «Нашей Украины» Виктором Ющенко этот трюк уже не нужен. Ющенко вместе с редактором «Газеты выборчей» Адамом Михником на днях опубликовали совместную статью в испанской газете «Эль Паис», а потом перепечатали ее и в Польше. Называется этот труд символически — «Откройте двери Украине». По мнению авторов, в ситуации, когда Украине грозит поглощение в ЕЭП, Европейский Союз не может ограничиваться лишь формулой «нового соседства», а должен четко заявить, что Украина имеет шанс быть принятой как в НАТО, так и в Европейский Союз.

Теперь осталось проверить, не изменились ли планы официального Киева. И если удастся что-то в этом плане узнать, то и это будет неплохо. В нашем сложном и быстро меняющемся мире иногда важно не только движение, но и ориентиры этого движения. Хотя бы для начала…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам