Картинное дело-2

20 декабря парламентарии приняли чисто «экспроприационный» закон: о национализации коллекции картин обанкротившегося «Градобанка», которая сейчас находится в залоге у НБУ. И вот глава государства вернул данный закон обратно в Верховную Раду со своими предложениями и замечаниями. По неофициальной версии, причиной вето послужил тот факт, что в госбюджете-2004 не нашлось место немалой сумме на строительство нового музейного корпуса специально под картины. К тому же, закон не ответил на главный вопрос: продавать полотна ради того, чтобы покрыть долги «Градобанка» перед вкладчиками или пожалеть…

Прежде чем в очередной раз обращаться к печальной судьбе «градобанковской галереи», следует обратить внимание читателей, что из двух предложенных проектов (правительственного и депутатского) был проголосован последний. Автором которого является член фракции КПУ Валерия Заклунная-Мироненко. За него отдали голоса 307 народных депутатов из 436 – конституционное большинство, не побоюсь этого слова.

Закон предлагал отнести коллекцию к государственной части музейного фонда Украины с постоянным хранением в Национальном художественном музее в Киеве. А поскольку разместить ценные полотна на существующих площадях музея невозможно (нет места), то предлагалось ни много, ни мало выделить в госбюджете-2004 средства на строительство нового музейного корпуса.

Кабинет министров совместно с Нацбанком предлагали Верховной Раде другой вариант: передать коллекцию в государственную часть Музейного фонда Украины с постоянным хранением в НБУ, запретом передачи в частные руки с последующим вывозом за границу. Плюс в этом проекте предусматривалась возможность выделить из госбюджета 9,497 млн. грн. для компенсации НБУ задолженности «Градобанка» уже в 2004 году. Не помню точно, есть ли эти средства в бюджете, но что-то мне подсказывает, что нет.

Коллекция «Градобанка» является первой (и, пожалуй, единственной) профессионально подобранной частной коллекцией живописи в Украине. В ее составе работы Пикассо, Модильяни, Матисса, Дали, Ренуара, Кандинского, Шагала, Мане, Тараса Шевченко и украинских авангардистов. Стоимость полотен колеблется от $50 до $500 тыс., а общая цена собрания при благоприятном раскладе может достигнуть $10 млн. По словам банкиров, они собирали прекрасное ради услады очей избранных представителей сильных мира сего. Однако после того, как у «Градобанка» начались финансовые проблемы, было решено оформить картины как залог под стабилизационный кредит Нацбанка. С тех пор картины находились в хранилищах НБУ, а некоторые украшали стены офисов Национального банка. Правда, тогдашний шеф НБУ Виктор Ющенко – широко известный в узких кругах живописец-аматор – вероятно, решил, что вместо Мане с Ренуаром будет логичнее развесить портреты корифеев Нацбанка его собственного исполнения. И в конце 1998 года коллекция была выставлена на аукцион. Но коммерческому предприятию помешала народная артистка Украины Валерия Заклунная.

В последний момент ей удалось остановить аукцион и добиться решения Верховной Рады, по которому галерея была объявлена национальным достоянием и причислена к государственному музейному фонду. Распродажа ценностей была остановлена, но картины так и не появились в экспозиции какого-либо из украинских музеев. Ими до сих пор имеют возможность любоваться только сотрудники и посетители Национального банка. А между тем вопрос долгов «Градобанка» так и повис в воздухе, хотя реально речь теперь идет о государственных деньгах.

Историю разорения «Градобанка» и «замывание следов» данной оказии мы подробно описали в предыдущем материале «Картинное дело». Напомним лишь, что в 1995 году Фонд «Взаєморозуміння і примирення» отдал в доверительное управление (!) «Градобанку» DМ100 млн. из DМ260 млн., перечисленных немецким правительством для компенсации жертвам нацизма. Через определенное время «Градобанк» перестал выполнять платежные поручения Фонда, и началась та самая история, которая сейчас продолжается в ганноверском суде. В октябре 2000-го при попытке снять со счета в ганноверском банке DМ50 тыс. председатель правления банка Виктор Жердицкий был арестован. Ему инкриминировали перевод на счета своих оффшорных фирм DМ4 млн. Куда делись DМ86 млн. из 100 (исчезнувшие из «Градобанка»), неизвестно до сих пор.

Дабы не упасть лицом в грязь перед германским правительством, тогдашний Нацбанк (под командованием Виктора Ющенко) придумал весьма неординарную схему возврата денег через банк «Украина», у которого досрочно выкупили пакет ОВГЗ. По сути, за долги «Градобанка» ответил государственный бюджет.

На тот момент вопрос о продажи картинной галереи не стоял: казалось, что менее циничным будет залезть в бюджетный карман. Но прошло несколько лет, и психология власти изменилась. Уже в открытую поговаривают о том, что национальное достояние – достоянием, а деньги любят счет. И если есть реальная возможность выгодно и целиком продать картины, которые принадлежали » Градобанку «, то почему бы этого не сделать. Тем более что, судя по всему, уже напоминают о себе достойные кандидаты в покупатели. Которые и корпус музейный в состоянии построить за собственные деньги, и специалистов хороших нанять, дабы не дать редким полотнам перевестись…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам