12 лет спустя

Первый декабрьский день все отмечают по-разному. Для кого-то это начало зимы, для работников прокуратуры, к примеру, профессиональный праздник, для экс-президента Леонида Кравчука – личный. В этот день подавляющим большинством голосов была поддержана независимость Украины, а спикер парламента Кравчук стал первым президентом новой державы.

Фактически 1 декабря 1991 года была предложена законодательная основа для новой политической стратегии – самостоятельного, внесоюзного плавания. И этот день фактически стал вторым – после 24 августа этого же года – днем рождения Украины, в чем и состоит его главная историческая заслуга. С этим даже и не пытаются спорить. Спорят по другому поводу – о том, что произошло потом.

Отправиться в самостоятельное плавание согласилось 90,32% украинцев. А неделю спустя три руководителя трех славянских республик – Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич – в Беловежской пуще подписали приговор Союзу. Формальным же поводом для завершения эпохи СССР, по мнению многих, стал всеукраинский референдум. По сути, именно Украина была выбрана в качестве «детонатора» для взрыва союзной империи и именно ее гражданам был предложен вопрос об одобрении суверенитета, который звучал так: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?». Кстати, сама формулировка вопроса до сих пор считается некорректной или, проще говоря, вводящей в заблуждение большую часть национально ориентированных товарищей. Чтобы соблюсти процедуру проведения референдумов, необходимо сделать ключевой вопрос не просто доступным для понимания электората, но и заставить людей осознать все последствия своего выбора. А для этого вопрос, вынесенный на референдум, должен был звучать так: «Вы за выход из Союза или против?». Нечеткость формулировки, поддержка идеи независимости большинством СМИ Украины, распространение сторонниками референдума мнения о том, что суверенность не означает разрыва с СССР и дали столь высокий процент голосов 1 декабря 1991 года.

Люди, которые поддержали упомянутый Акт, не думали, что все сложится так радикально. Самое лучшее доказательство этому: показатели декабрьского и мартовского референдумов (17 марта того же года большая часть граждан заявила, что хочет жить в Союзе) были диаметрально противоположны. Есть, впрочем, и другие доказательства того, что желание быть абсолютно самостоятельным государством в 91-м овладело не всеми украинцами поголовно. Во-первых, результат, показанный в Крыму, был, что называется, «притянут за уши»: на полуострове процент тех, кто хотел жить отдельно от СССР, был гораздо ниже – около 47%. Во-вторых, несмотря на всю спорность голосования за Декларацию, решения референдума незамедлительно были воплощены в жизнь. Такая спешка объясняется просто: деморализованный Горбачев, обезглавленный парламент Союза думали о своем политическом будущем, а не о сговорах, которые происходят у них за спиной…

Довольны ли мы тем, как живем последние двенадцать лет? Как показывают те же социологические опросы, чем дальше от Декларации о суверенитете и Акта о независимости, тем больше народа ностальгирует по Союзу. Кроме того, как показывает практика жизни стран уже СНГ, «парад суверенитетов» привел к многолетним кровопролитным конфликтам – в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане, Южной Осетии, Нагорном Карабахе. А также к целому комплексу экономических и политических проблем. Это и посталиевские волнения в Азербайджане, и «бархатная революция роз» в Тбилиси, и вечный конфликт Приднестровья и Молдовы, и ситуация, которую пережила Украина в 2000-2001годах. В общем, цивилизованного перехода от Союза к самостоятельности не получилось почти ни у кого. За исключением разве что республик Прибалтики, которые уже одной ногой в Европейском Союзе. Это надо признать. С этим надо жить, потому что повернуть вспять колесо истории, которую «сделали» в Беловежской Пуще три лидера славянских союзных республик, не представляется возможным. Над этим стоит думать, так как искушение по любому поводу ссылаться на волю народа велико всегда и у всех. Собственно говоря, в Украине после провозглашения независимости несколько раз пытались сыграть на референдумной теме – как власть, так и оппозиция. С помощью народного опроса пытались как изменить систему власти в стране (наградив главу государства дополнительными полномочиями), так и снять президента. Ни того, ни другого сделать не удалось, но желание использовать этот «инструмент демократии» осталось.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам