Заплатил 10% и спи…

Меньше чем за неделю до вступления в силу закона о борьбе с отмыванием денег правительство одобрило другой документ – о налоговой амнистии с 1 января по 31 декабря 2004 года. В Украине уже были три попытки амнистии капиталов: первая в 1994 году провалилась, вторая и третья в 2000-2002 годах не состоялась из-за нерешительности парламента. И вот инициативу взял в руки Кабмин…

О том, что в Кабмине готовится очередной вариант законопроекта «О налоговой амнистии», было известно еще пару месяцев назад. Первый вице-премьер-министр Николай Азаров дал несколько комментариев на тему ставок налогообложения возвращаемых капиталов. А министр экономики Валерий Хорошковский высказал мнение, что налоговая амнистия должна быть объявлена одновременно с введением единой ставки налога на доходы физических лиц. Параллельно в недрах Верховной Рады валяются два аналогичных законопроекта. Первый подан президентом, еще один – группой депутатов. Основные различия двух документов состоят в том, что депутатский проект предусматривает налоговую амнистию не только для физических, но и для юридических лиц, а также нулевую ставку налогообложения сумм, которые легализируются. Законопроект же, поданный президентом, касается только физических лиц и предполагает взимание налога в размере 10% от подлежащей легализации суммы. Такую же цифру утвердил Кабинет министров в принятом на последнем заседании законопроекте.

Как и в предыдущих документах, в течение указанного периода предлагается не требовать от субъектов налоговой амнистии данные о происхождении активов, а также освободить их от ответственности по соответствующим статьям Уголовного и Административного кодексов. Как неоднократно подчеркивал первый вице-премьер, речь идет только о доходах, образовавшихся в результате уклонения от уплаты налогов.

Все замечательно, но в правительственном проекте есть только один изъян, присущий всем предыдущим вариантам: там не сказано, как отличить деньги киллера от денег «челнока», если по закону человека не будут спрашивать о происхождении сбережений. А легализация капиталов криминального происхождения не допускается. Говоря официальным языком, не подлежат амнистии средства и имущество, в отношении которых судом доказано их происхождение вследствие совершения таких преступлений, как торговля людьми, торговля наркотиками, умышленное убийство.

Но, с другой стороны, тогда все «неподсудные» сбережения автоматически признаются добропорядочными. А это создает проблемы профессиональным борцам с отмыванием денег, вооруженным не только передовыми знаниями и новыми компьютерами (спасибо заграничным донорам), но и многократно переделанным законом. Некоторые специалисты высказывали даже мнение, что налоговая амнистия может привести к проникновению в украинскую экономику значительной массы «грязных денег», после чего последует повторное введение санкций FATF против Украины.

Данная проблема породила спор, в результате которого ни один подобный закон так и не был принят. Впрочем, были и другие проблемы, в том числе – вопрос доверия к власти. Как ни парадоксально, но меньше всего готовы к стукачеству на самих себя те, кто, по идее, и должен возвращать нажитые неправедным путем «забугорные» деньжата.

В Казахстане, например, из кризиса доверия вышли методом добровольной принудиловки акции: все более-менее крупные бизнесмены под страхом опалы дружно перечислили в 16 специально уполномоченных банков в общей сложности $500 млн. Остальное, они, конечно, оставили на зарубежных счетах. Но и правительство, и финансисты оказались довольны результатом, посчитав, что это необходимый взнос в казну за возможность работать на рынке ближайшие пару лет.

Однако мы – не Азия. Согласитесь, что в наших условиях гораздо труднее представить вереницу политиков, дипломатов, представителей центральной и местной власти, занимающих с ночи очередь, чтобы сдать наличку, заботливо упакованную в газету с текстом закона. Поэтому ни в Украине, ни в России «построить» бизнесменов и заставить их участвовать в амнистии капиталов не удастся: наш деловой мир не однороден, и к тому же почти у всех крупных структур есть «крыша» во власти. А с запуганной «мелочи» что возьмешь? Кроме того, противники амнистии существуют в среде самих же магнатов. Один из них, активно работающий как в России, так и в Украине, когда-то заявил: как человек, честно плативший непомерные налоги, я не понимаю, почему это надо прощать одним, в то время как в тюрьмах сидят другие неплательщики…

Другие деловые люди высказывают сомнения: превратятся ли в конечном итоге вернувшиеся капиталы в инвестиции? Если да, то куда они направятся – в развитие производства, в криминальный бизнес, либо снова будут вывезены, но уже как «чистые», легализованные средства? Подобные сомнения терзают некоторых украинских бизнесменов. Переубедить их может только страх…

Опыт самой крупной в мире американской амнистии 1987-92 гг., охватившей 35 штатов, показал, что охотнее всего декларируют скрытые доходы те «пуганые деловые вороны», которых дополнительно пошантажировали фискальные органы. Американцы всегда «стучали» на соседей, живущих не по средствам (вследствие чего был выявлен не один агент КГБ), и у их службы внутренних доходов на каждого подозрительного в этом плане гражданина имелось досье. Кандидатов в добровольцы приглашали на доверительную беседу: либо явка с повинной, либо жди пока насобираются улики для возбуждения уголовного дела. Однако даже при многолетней тщательной подготовке и платном стукачестве американцы выудили из тени аж $2,5 млрд. за 5 лет. И поняли, что эксперимент не удался.

В нашей ситуации пока непонятно, можно ли запугать украинского предпринимателя еще сильнее, чем он уже запуган, и заставить добровольно сдаться в процессе амнистирования. А если нельзя, то каким аргументом можно его убедить сделать это? Ответом на этот вопрос может стать идея, уже зародившая в умах отдельных «отмывальщиков». Ее суть очень проста: амнистию капиталов нужно вводить одновременно с анонсированием мер по сокращению в обороте грязных денег. Среди таких мер может быть запрет рассчитываться наличными за дорогостоящие покупки (квартира, машина, земельный участок, шубы, мебель и проч.). А при перечислении денег через банк обязательно подавать справку о происхождении сбережений. Если учитывать, что у половины украинцев «сберегательная касса» находится в чулке под подушкой, сообщение о предстоящем введении «безналички» может привести к банковскому буму – граждане массово потянут денежки в финансовые учреждения. А тут им и напомнят, что 2004 год – год налоговой амнистии, и предложат заплатить по-хорошему 10% налога. Вот вам и дыра в бюджете, вызванная снижением подоходного налога, будет задраяна. Или я не права?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам