Критический возраст или Сорок лет безупречной службы

Похоже, в украинском истэблишменте может появиться большая кадровая ниша. Президенту предстоит назначить около 100 первых и простых заместителей министров Кабмина по представлению премьера в течение ближайших месяцев. Два государственных чиновника высшего ранга, глава Киевской государственной администрации Александр Омельченко и министр иностранных дел Анатолий Зленко, вплотную приблизились к критическому (для госчиновника) возрасту – 65 лет. Зленко отпразднует свой юбилей 2 июня, а Омельченко, как и президент, 9 августа. Есть еще один человек, который может справить достаточно странный юбилей с неожиданной кадровой развязкой.

Тема «критического возраста» была озвучена на уровне президента. Когда Леонида Даниловича спросили, что должны будут делать юбиляры Анатолий Зленко и Александр Омельченко, он ответил коротко: действовать по закону. А статья 42 закона о дипломатической службе (случай с главой внешнеполитического ведомства) гласит, что «предельный возраст пребывания на дипломатической службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Срок пребывания на дипломатической службе может быть продолжен. Целесообразность продолжения, но не более чем к достижению предельного возраста 65 лет, определяется президентом Украины относительно дипломатических работников, которых он назначает». Единственное, что «светит» Зленко, это пребывание на дипломатической службе «лишь на должностях советников или консультантов».

Сан Саныч «попадает» под статью 23 закона о государственной службе, в соответствии с которой, «предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин». Этот срок может быть продолжен, но не более чем на 5 лет. Причем глава государства ничем не может помочь Омельченко, поскольку, по его словам, «после 65-ти нельзя продолжать».

Первым отреагировал на приближение «критического юбилея» Омельченко. Он заявил, что не намерен оставлять свою должность после достижения 65-летнего возраста, и уверен, что это не противоречит законодательству. Судя по контексту его выступления на пресс-конференции, он имел в виду должность киевского головы. И тут закон целиком и полностью на стороне Сан Саныча, поскольку столичный голова – это выборный пост, который находится вне зоны юрисдикции закона о государственной службе. Как и должность президента. По словам Омельченко, «должностное лицо, которое получило доверие на официальных выборах народовластия, не имеет возрастного статуса». А пределом пребывания в кресле киевского головы Сан Саныч считает «умственное и физическое состояние».

Итак, у нас есть три интересных (в кадровом отношении) даты:

* до конца августа 2003 года должен решиться вопрос о будущем ста (без малого) чиновников второго эшелона Кабинета министров. После ликвидации института государственных секретарей эти люди оказались в подвешенном состоянии. Вместо секретарской «прослойки» восстанавливается система заместителей министров. Премьер Виктор Янукович пообещал творчески подойти к процессу переназначения, и это свидетельствует о том, что не все секретари автоматически пересядут в кресла первых и простых замов министров КМ. Большинство, конечно, останется, но не все. Кстати, о большинстве. На этот раз парламентском (ПБ). Возможные кадровые перемещения на уровне министерских замов встревожили лидеров «большевиков». Координатор ПБ, которого иногда ошибочно называют «лидером большинства», Анатолий Толстоухов высказал мнение, что надобно провести по этому поводу консультации с премьером Януковичем. А вице-спикер ВР Александр Зинченко не исключает, что придется подписывать новое соглашение между Верховной Радой и главой правительства о солидарной ответственности. Логика такого заявления следующая: правительство было сформировано при участии фракций большинства, которые выдвинули своих кандидатов в состав Кабмина. Распределение правительственных портфелей происходило на основе фракционных квот. При этом места государственных секретарей официально на «торги» выставлены не были. После ликвидации института государственных секретарей, которые были креатурой президента, в Кабинете министров появились вакансии, не предусмотренные соглашением между Януковичем и лидерами большинства. По справедливости их надо было бы распределить в соответствии с квотами фракций на власть. Но формально премьер не обязан учитывать мнение «большевиков», поскольку формирование коалиционного состава КМ уже завершено. Вот такая конфликтная ситуация…

Самый интересный момент в секретарской трагедии – розыгрыш должности государственного секретаря Кабинета министров, которую занимает Владимир Яцуба. Если у секретарей министерств есть теоретический шанс пересесть в кресло министерских замов, то Яцубе просто некуда деваться. В соответствии с указом главы государства должность госсекретаря Кабмина ликвидируется. Ей эквивалентен пост министра без портфеля (министр Кабинета министров), который существовал до введения института государственных секретарей. Указа о восстановлении этой должности нет. Пикантность ситуации придает тот факт, что Янукович стремился убрать Владимира Яцубу и поставить на его место своего человека. Владимир Григорьевич является представителем днепропетровской группировки и обладает колоссальным опытом административной работы. Даже Виктору Януковичу не удается переиграть этого искушенного в аппаратных делах человека. Если Яцуба действительно уйдет в отставку, то это станет серьезной кадровой победой донецких.

* 2 июня Анатолий Зленко должен будет написать заявление об отставке с должности министра иностранных дел. Зленко не комментировал ситуацию, связанную со своим «критическим возрастом». Но, судя по определенным движениям на высшем уровне, он таки уйдет.

* 9 августа Сан Саныч может остаться простым киевским главой, утратив должность главы киевской государственной администрации. В принципе, эффективное управление городом возможно только при условии совмещения этих должностей. Иначе может возникнуть двоевластие. Зная крутой нрав Омельченко, можно не сомневаться, что новый начальник столичной горадминистрации получит сильного оппонента.

И, наконец, подошла очередь рассказа о загадочном и таинственном человеке, который не достиг «критического возраста». В 2003 году ему стукнуло всего лишь 62 года. Речь идет о секретаре Совета национальной безопасности и обороны Евгении Марчуке. По имеющейся информации, Евгений Кириллович в текущем году может отпраздновать с большими последствиями следующую критическую дату: сорок лет безупречной службы. В далеком 1963 году Марчук начал службу в органах государственной безопасности. В 2003 году с почетной формулировкой «40 лет безупречной службы» Евгений Кириллович может закончить свою служебную карьеру. Такое возможно. Во всяком случае, подобные разговоры ведутся, и ряд источников клянутся, что именно так и будет.

Учитывая особенности национального решения кадрового вопроса, не исключено, что после юбилейного периода будет запущен вариант «карусель». Так всегда бывает, когда речь идет о достаточно масштабном перераспределении руководящих должностей. Несколько человек оказываются за бортом, а остальные совершают разнообразные перемещения в системе властной иерархии. Вариантов масса. Например, освобождается должность министра иностранных дел. На его место вполне может прийти человек, занимающий высокое положение в Кабинете министров. Может быть даже вице-премьерское кресло. Почему нет? В результате в правительстве образуется вакансия, которая заполняется… Например, представителями какой-нибудь донецкой фракции. Взять хотя бы «Регионы Украины». Там много достойных кандидатур, причем не только мужского пола. В результате освобождается место лидера донецкой парламентской группировки. Продолжаем. Сан Саныч оставляет должность главы Киевской госадминистрации. Как уже отмечалось, путь к отступлению у него один – пост столичного головы. Киевскую вакансию заполняют… Ну, допустим, опять кем-то из состава правительства. Снова появляется свободная кабминовская должность и на нее тоже нужно подыскать достойную кандидатуру. Все-таки министерство экономики – серьезная организация. Основная борьба развернется между киевской, донецкой и днепропетровской группировками. В результате могут выиграть представители карликовых фракций большинства, обиженные при распределении портфелей в ходе формирования коалиционного состава Кабмина.

Идем дальше. Перемещения в Администрации президента, связанные с сорокалетием безупречной службы секретаря Совбеза – штука тонкая. Дальнейшая судьба Евгения Кирилловича покрыта мраком. Его преемником может стать человек, уже занимающий высокий кабинет в АП. Или же будет востребован кто-то из так называемого кадрового резерва. Если освободится высокий кабинет в администрации, то он не может долго пустовать. Претендентов много. Туда, в частности, может переехать человек, который пока «арендует» кабинет поменьше, но зато связанный с проблемами Донецкого края. Во всяком случае, к ним (проблемам) небезразличный.

Забавная схема… А теперь вспомним три главных правила кадровых перемещений в высших эшелонах власти.

1. Предсказать грядущие перемены с точностью до 99,5% может только один человек – президент.

2. Чем больше говорят об отставке того или иного чиновника, тем менее она вероятна.

3. Если есть информация о том, что уже подписан указ об увольнении, можно смело расслабляться: все произойдет с точностью до наоборот.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам