Савсэм адын?

Ситуация с выдвижением единого кандидата как в провластном лагере, так и в рядах оппозиции сложилась классическая. Тургеневская, можно сказать: «Му-му плыла в одной лодке с Герасимом и чувствовала – лодочник что-то не договаривает…» Неудивительно, что люди действуют на свой страх и риск.

Например, сейчас началась активная кампания по формированию из премьера Виктора Януковича сильного партийного лидера. До сегодняшнего дня Виктор Федорович оставался номинально беспартийным, а такую мощную и перспективную структуру, как Партия регионов возглавлял экс-вице-премьер Виктор Семиноженко – мастер кисти и «золотой голос Украины» прошлого политического сезона. Впрочем, все и всегда понимали (за исключением, может быть, самого Владимира Петровича), что его партийная карьера – это чистая формальность, и со временем придется уступить место «вождя». Это время пришло. После того, как президент, будучи с официальным визитом в Монголии, заявил, что нашим политикам следует заимствовать монгольскую практику выдвижения кандидатов в президенты.

Как известно, претендентов на пост президента в стране потомков Чингисхана выдвигают парламентские партии. Соответственно, лидер монгольской нации должен быть человеком партийным. Короче, Леонид Кучма дал понять: после 2004 года в Украине должен быть свой Багабанди. Достаточно четкий сигнал, который был принят всеми ведущими политическими «радиостанциями». В результате уже прошли два партийных съезда – объединенной социал-демократии и «Трудовой Украины», где была сделана заявка на поиск единой и согласованной кандидатуры от блока власти. О своих властных амбициях намекнули Виктор Медведчук и Сергей Тигипко. Но это не всё. Вернее не все. Некоторое время все ждали, как поведет себя Виктор Янукович, которого с первых же дней премьерства стали позиционировать как возможного участника президентской кампании. Ждать осталось недолго. Буквально до 19 апреля – на этот день намечен съезд ПРУ, делегаты которого надеются, что премьер даст согласие возглавить столь мощное партийное объединение.

Об этом прессе, в частности, рассказал один из лидеров донецкой группы, заместитель председателя партии Валентин Ландык. Он отметил, что председатели девяти региональных организаций Партии регионов подписали обращение к Януковичу, в котором призвали его «в столь ответственный момент, когда он возглавляет правительство, не отмежевываться от политики». Премьер обещал подумать. «По крайней мере, он не сказал «нет», – подчеркнул депутат. И, наверное, не скажет. В противном случае Виктор Федорович рискует остаться за рамками переговорного процесса о поиске единого кандидата от центристских сил. Все-таки президент дал довольно четкую «наводку» относительно того, где надо «копать», и отошел в сторону. Теперь ковать свое счастье должны сами претенденты. Естественно не самостоятельно, а с помощью имеющихся у них ресурсов. В том числе и партийных. Партийная структура это, как известно, не только идеология, но и широкие финансовые, организационные и медиа-возможности. Которые придется использовать по прямому (и не очень) назначению.

Аналогичные настроения царят и в оппозиционном лагере. Правда, там зафиксирован обратный процесс: если провластные силы озабочены согласованием единого кандидата, то в среде оппозиции начались центробежные тенденции. Есть Виктор Ющенко, провозгласивший себя на Форуме «единственной надеждой нации», и есть все остальные. Под всеми остальными подразумеваются в данном случае Александр Мороз – автор альтернативного проекта конституционных изменений, «крестный папа кассетного скандала», а также лидер движения сопротивления Генпрокуратуре – Юлия Тимошенко.

Как сообщил сегодня глава политисполкома СПУ Иосиф Винский, социалисты не исключают возможности выдвижения своего кандидата на пост президента Украины. «Если удастся систему изменить до выборов, и функции президента ослабятся, тогда мы готовы к широчайшим компромиссам по кандидатуре. Но если этого не произойдет, и наши партнеры по оппозиции будут себя вести очень осторожно, а, по сути – отстаивать усиление президентского поста, тогда мы будем бороться самостоятельно за пост президента, чтобы использовать его, прежде всего, для изменения системы власти», – заявил Винский.

Это конечно не слишком перспективное занятие: третье по счету президентское фиаско Александр Мороз вряд ли переживет. Однако его окружению необходимо демонстрировать политическую потенцию своего вождя. Особенно в преддверии пропорциональных выборов парламент – это единственное место, где социалисты могут себя чувствовать относительно уверенно. А кроме того, угроза самостоятельного похода – идеальная стартовая позиция для торга. Как с одной, так и с другой стороной. Поэтому Винский и заявляет, что «для СПУ на первом месте по важности стоит система изменения власти, а президентство Мороза – на втором». Напомним, что Александр Александрович является одним из разработчиков законопроекта о внесении конституционных изменений с целью ограничения президентских полномочий.

Кстати, «конституционные трения» – еще одна тема, способная модифицировать отношения внутри так называемой оппозиционной «четверки». Как, впрочем, и иракский вопрос: чем чаще оппозиция будет обнаруживать расхождения по вопросам, волнующим «широкую общественность», тем лучше для ее конкурентов. Поскольку всякий раз предоставляется шикарная возможность демонстрации известного сюжета «когда в товарищах согласья нет». В общем, капканов на пути к выработке согласованной позиции по отношению к единому кандидату от антипрезидентских сил расставлено немало. И оппозиционеры их, надо сказать, не обходят. Что показали и парламентские слушания по проблеме политической реформы. Если лидер «НУдистов» считает, что в «борделе надо менять кадры», то Александр Мороз, пользуясь терминологией Виктора Андреевича, поддерживает мнение о «перестановке мебели». Или, проще говоря, о перераспределении полномочий в сторону ВР.

При таком диаметрально противоположном подходе к ключевому вопросу – о власти – трудно рассчитывать на то, что глава социалистов станет поддерживать кандидатуру Ющенко на президентских выборах. Что же касается Юлии Тимошенко, то тут все гораздо запутанней. Юлия Владимировна не раз заявляла о своих президентских амбициях. Но в то же время не отказывалась от сотрудничества с «мессией». Какой путь выберет суперрадикальная леди украинской политики после того, как Виктор Андреевич позиционировался в качестве «единого и неповторимого»? Наверное, многое будет зависеть от того, как станут складываться отношения леди Ю с ведомством Святослава Пискуна. Чувствуется, что Генпрокуратура серьезно работает над изменением позиции Юлии Владимировны. То чуть отпустит «правовые путы», то стянет сильней. Вот, к примеру, не успел Киево-Святошинский суд признать все обвинения ГПУ в адрес Тимошенко несостоятельными, как Генеральная прокуратура заявила о намерении оспорить это решение, так сказать, с фактами в руках. Имеется в виду, конечно же, не газета Александра Швеца «Факты и комментарии»», а сведения прокуратуры о том, что действия суда являются необоснованными и противоречат действующему законодательству. Арбитром в споре должен выступить Верховный суд, который с недавнего времени возглавляет Василий Маляренко, считающийся креатурой Генпрокурора. В общем, все идет к тому, что Юлия Владимировна может оказаться перед выбором: или работать самостоятельно (в присущей ей радикальной манере), либо сотрудничать с кем-то из провластных кандидатов. Что и в том, и другом случае означает: лидеру «БЮТи» придется дистанциироваться от Ющенко. А ведь это только начало. Пристрелка, так сказать…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам