Страсти по-американски

Чемпионат мира по фигурному катанию, который завершился в минувший уик-энд в Вашингтоне, честно говоря, ожидали с некоторой тревогой. Многие опасались очередного скандала, связанного с судейством. К сожалению, тема судейства уже стала притчей во языцех. И скандал все же случился, но не там, где его ждали…

Что касается результативности и собственно проведения соревнований, то чемпионат прошел без неожиданностей. Вашингтонское «золото», в принципе, прогнозировалось еще до старта. Лучшими, действительно, стали те, на кого и ставили (разве что под вопросом были окончательные результаты среди спортивных пар и танцевальных дуэтов).

В то же время не обошлось без пикантных нюансов, которые вовсю обсуждались накануне соревнований в кулуарах. В первую очередь, они касались выступления танцевальных дуэтов. А именно: канадцев Шэ-Линн Бурн — Виктора Краатца и россиян Ирины Лобачевой — Ильи Авербуха (последние приехали в Вашингтон в ранге прошлогодних победителей мирового первенства и чемпионов Европы нынешнего года). Остроту ситуации придавало то, что для обеих пар выступления на американском льду должны были стать последними в их любительской карьере. Неудивительно, что и канадцы, и россияне рассчитывали спеть свою «лебединую песню» по-чемпионски и уйти в профи непобежденными.

В итоге драматический спор завершился в пользу заокеанских фигуристов. Пять судей из девяти отдали преимущество канадскому танцевальному дуэту. Расстроенный Илья Авербух после окончания соревнований в сердцах бросил представителям масс-медиа: «Канадская пара получила «золото» просто в награду за многочисленные выступления…» Честно говоря, можно отчасти и согласиться с Ильей. Ведь Бурн и Краатц 13 лет бессменно участвовали во всех крупнейших международных стартах фигуристов. И лишь теперь, на закате любительской карьеры, смогли стать лучшим танцевальным дуэтом мира.

В других видах программы чемпионата борьба за призовые места проходила без неожиданностей и, так сказать, по заранее спланированному графику. Среди спортивных пар нынешние чемпионы Европы наши северные соседи Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин лишь в короткой программе попытались бросить вызов китайской паре Сю Шен — Хонбо Чжао. Между прочим, китайцы, став в прошлом году чемпионами мира, впервые за все годы участия в подобных турнирах принесли своей стране «золото». Представители Поднебесной и в этот раз доказали, что ныне «музыка заказывается» в этом виде фигурного катания на китайские мотивы.

И, наконец, в одиночных видах программы золотые медали, вероятно, можно было вручать еще до начала соревнований. У мужчин россиянин Евгений Плющенко даже с травмой колена был на голову выше своих соперников. А американка Мишель Кван также не встретила серьезной конкуренции со стороны своих оппоненток.

Ну а что же наши? Накануне мирового чемпионата в Вашингтоне начальник отдела зимних видов спорта Госкомитета, генеральный секретарь Федерации фигурного катания Украины Даниль Амирханов, естественно, особых иллюзий по поводу выступления украинских фигуристов не питал. Главное, как заявлял чиновник, обкатать нашу молодежь, дать им почувствовать вкус крупных международных соревнований. Но в то же время определенные надежды все же возлагались на наших танцоров Елену Грушину и Руслана Гончарова. Четвертое место на европейском чемпионате 2003 г., а затем такое же место в финале Гран-при в Санкт-Петербурге, казалось, должны были придать уверенности нашей паре. Но не сложилось. Где-то «перегорели», где-то «не докатались», где-то не смогли вызвать симпатии у судей — и в итоге лишь пятое место. Но, думаю, и это уже можно считать успехом для отечественного фигурного катания, учитывая условия, в которых готовятся к соревнованиям наши спортсмены. Хотя те же Грушина и Гончаров стоят особняком (возможно, потому и были лучшими в Вашингтоне среди украинцев), ведь тренируются они у легендарной Татьяны Тарасовой в США.

А вот остальным пока, мягко говоря, не повезло. Уже не первый год подающая надежды Елена Ляшенко стала седьмой, а юная Галина Маняченко лишь шестнадцатой. По всей видимости, еще предстоит долгий путь к совершенству и Константину Тупикову (он стал тридцатым), и танцевальному дуэту Юлия Головина — Олег Войко (22-е место), а также спортивной паре Татьяна Волосожар — Петр Харченко, занявшей 17-е место…

Кажется, на этом можно было бы поставить точку. Но, повторю, в последнее время фигурное катание из спорта, который привлекал болельщиков прежде всего своей красотой, все чаще стало превращаться в арену для закулисных интриг и, более того, политических разборок. А прекрасным инструментом для этого стали судьи, чей субъективизм порой не поддается никакому описанию. Когда было введено компьютерное судейство, казалось, проблема решена, то есть исключались моменты давления на арбитров. Ведь теперь 14 судей заносят свои оценки в компьютер (причем на табло они высвечиваются не по местам арбитров, а в порядке возрастания), а ЭВМ в свою очередь, согласно одному из вариантов, заложенному в память, выбирает девять. Но в то же время у рефери появилась другая лазейка. Теперь при желании в машину можно ввести какую угодно оценку, и никто не узнает, чей это был «автограф». Например, на одном из этапов Гран-при танцевальный дуэт Лобачева — Авербух упали на лед. Но, тем не менее, один из арбитров (естественно, неизвестный) выставил им за технику высшую оценку.

Международный союз конькобежцев (ИСУ), куда входит и фигурное катание, решил не останавливаться только на компьютерном отборе. Планируется вообще отказаться от шестибалльной системы, а оценивать каждый элемент в отдельности: «плюс один» или «минус один» за качество исполнения (выполнен элемент или нет); вдобавок к этому «плюс три» за блестящее выступление или «минус три», если спортсмен откатал программу плохо…

Именно нововведения в судействе и стали одной из причин назревающего скандала, начало которому было положено на последнем чемпионате мира в Вашингтоне. Инициативная группа во главе с американским арбитром Роном Феннингом (его сподвижниками также стали бывшая глава технической комиссии ИСУ Салли Степлфорд, тренеры Кэти Кейси и Джон Никс, а также олимпийские чемпионы Ричард Байтон и Скотт Гамильтон) заявила о выходе из-под крыла ИСУ и создании Федерации фигурного катания. Вообще-то Феннинг уже не первый год «мутит воду», выражая недовольство деятельностью руководства ИСУ, начиная с работы судей и заканчивая обвинениями в коррупции, причем в первую очередь президента Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванту. И вот теперь, похоже, мобилизовав союзников, Феннинг решил поднять настоящий бунт.

Чем он закончится — пока сложно прогнозировать. Хотя официальный представитель МОК уже сделал заявление: «Мы признаем лишь одну международную федерацию в каждом виде спорта. В фигурном катании — это ИСУ. Что-либо менять мы не собираемся». Хочу добавить, что вряд ли лишь моральный облик руководства ИСУ подтолкнул Феннинга и Ко к «революционным» действиям. Безусловно, в этом контексте в первую очередь надо говорить о жажде власти и нешуточных прибылях (пусть тут и не идет речь о спортсменах-профи).

Похоже, уже в ближайшее время страсти на капитанском мостике мирового фигурного катания разгорятся нешуточные. Вот только принесут ли они пользу как самим национальным федерациям, так и спортсменам?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам