Архитектурные бои олимпийского значения

Одной из особенностей архитектурной жизни столицы является то, что любое заметное строительство в Киеве, особенно, в его центральной части, неизменно сопровождается скандалом. Три-четыре человека, затевающие его, на поверку оказываются давно не практикующими архитекторами, считающими себя «истиной в последней инстанции» и апеллируют к сугубо вкусовым понятиям, которые ни к градостроительной политике, ни к развитию города никакого отношения не имеют, но зато способствуют взрыву эмоций. Действительно, лозунг «Защитим Киев от коммерциализации!» звучит приблизительно так же, как и призыв «Защитим Киев от татаро-монголов!». Однако практика показывает, что уже сданные в эксплуатацию объекты, строительство которых в свое время вызывало целую волну скандалов, не только украсили город, но способствуют росту его инвестиционной привлекательности.

Проект реконструкции площади перед Национальным Олимпийским комплексом в очередной раз вызвал негодование «псевдообщественности», основным аргументом которой было то, что исторически эта площадь никогда не была застроена, и в случае его реализации все пути эвакуации людей со стадиона окажутся отрезанными. Спорить не будем, обратимся к истории.

Свято место пусто не бывает

В конце XIX века Всероссийская и городские выставки играли важную роль в экономическом развитии страны. Решение организовать Всероссийскую выставку в Киеве было мотивировано тем, что (как было описано в проекте первой постоянной Всероссийской выставки в г. Киеве), Киев — город исторический, «мать городов русских», и сделать его центром богатств и труда России — дело каждого честного человека. По месторасположению он занимает первое место не только среди русских, но и среди европейских городов, а «его потрясающая красота превратит выставку в наиприятнейшее место для приезда и душевного отдыха». Место площадью 8,5 десятин для организации первой Всероссийской выставки выделили в районе Черепановой горы (сегодня здесь расположен спорткомплекс «Олимпийский») по соседству с Троицким базаром.

Этим же проектом было предусмотрено строительство «значительного строения» с разнообразными устройствами и техническим оборудованием. Там предполагалось разместить почтовое, телеграфное и телефонное отделения и создать развитую транспортную инфраструктуру. Проект предусматривал наличие ботанического и зоологического садов, археологического музея, планировался выпуск торгово-промышленной газеты, строительство технического бюро, книжного, художественного и инструментального отделов, библиотеки, читального зала, пункта подписки на все периодические издания. В общем, должно было быть «все, что необходимо для целей выставки».

Выставочная территория стала бы городом в городе, напичканным самыми современными на то время технологиями. Проект был масштабным. Для того чтобы подготовить такой большой участок для установки павильонов, были проведены предварительные работы, к которым приступили еще в 1894 году без планов и проектов. Учредили премии в размере 500 и 250 рублей за лучший проект выставки. Таковыми были признаны проекты архитекторов Долбачевского и Брусницкого, первый из которых и был взят за основу.

Стоит обратить внимание на то, как пресса того времени описывала достоинства выставки: «Перед этим, на удивление стройным соединением искусства человека с красотой природы и месторасположения стихали все замечания, засыпали страсти, уступая место спокойному созерцанию и наслаждению чудесной картиной, которая на протяжении дня меняла оттенки. Если вы смотрите на выставку днем, то видите спокойную величественную картину. Посетителей в это время немного, и вокруг царит тишина. Солнце заливает морем света причудливо расположенные павильоны, играет и искрится на крышах и в окнах… Вы забываете, что в этих красивых и непривычных глазу, уставшему от однообразия городских строений, павильонах нашли себе место простые предметы промышленного и бытового назначения». Приведенные строки принадлежат перу киевского журналиста Свирского, который не ограничился перечислением достоинств выставочного комплекса. Он также описал окружающий выставку пейзаж, производящий совсем иное впечатление. «Взгляд ваш, скользящий террасами вниз, достигает, наконец, плоской нижней территории, над которой сфинксами возвышаются огромные павильоны машинного отдела, и тут прощается со всем красивым и необычным, что составляет выставку. Далее идет грязная Троицкая площадь с жалкими лавчонками и зданием цирка (это как раз то место, вокруг которого сейчас ломают копья проектировщики и общественное мнение. — Авт.). Взгляд ваш, обласканный красотами выставки, не останавливается на огромном пятне ближайших городских строений, а спешит дальше, туда, где эти строения под влиянием расстояния и общей красоты месторасположения, принимают привлекательные очертания. Из груды серых, желтых и белых домов резко выделяется красное мрачное здание Университета и огромный несуразный остов Управления Юго-Западной железной дороги».

Это взгляд из века XIX. Он вам ничего не напоминает? По-моему, мнения все те же. Скажу больше, даже фразы, характеризующие архитектуру Киева, не изменились. Только для того времени были очень необычны, даже эпатажны и здание Университета, и сегодняшнее Управление Юго-Западной железной дороги. Точно так же, как сейчас, эпатажны и необычны для города подземные паркинги и торговые центры, новые архитектурные объемы.

Хотели как лучше…

Не секрет, что многие руководители городов мечтают о том, чтобы именно у них прошли Олимпийские игры. Олимпиада способствует развитию инфраструктуры мегаполиса, сумасшедшему росту инвестиций, строительству объектов, которыми потом будут очень долго пользоваться горожане и т. д.

Когда в самом конце 70-х минувшего столетия было решено построить Национальный Олимпийский комплекс, времени до начала Олимпийских игр—80 оставалось совсем немного. Поэтому красивый проект, соответствующий всем олимпийским нормам, просто переполовинили. То ли денег тогда не хватило, то ли мероприятие было «для галочки», но получил Киев не полноценный Олимпийский комплекс, а наскоро построенную «чашу» стадиона и неблагоустроенные прилегающие территории. Естественно, что за 20 прошедших лет все это хозяйство пришло в упадок и морально устарело. О том, что у такого огромного комплекса практически отсутствуют раздевалки и душевые, известно далеко не всем, а только тем, кто пытался заниматься там спортом.

Эвакуация

Основной аргумент, который приводят противники нового проекта реконструкции площади перед Олимпийским стадионом — отсутствие путей эвакуации зрителей. А если посмотреть на проблему с другой стороны? Схема эвакуации зрителей со стадиона и сейчас не совсем продумана. Основным направлением отхода остается пустое и, пардон, не совсем чистое пространство, на котором нагромождены конструкции рынка, занимающего большую часть площади. Только ради того, чтобы исправить существующее положение, уже можно затевать реконструкцию и Пристадионной площади, и всей прилегающей территории. Если, не дай Бог, что-то случится, народ будет иметь возможность не скакать по ступенькам, ломая ноги, а спокойно эвакуироваться, попадая из галерей, находящихся на одном уровне со стадионом, в станции метро или на улицу. Кроме того, предусматриваются и другие пути эвакуации.

Проект реконструкции площади перед Национальным спортивным комплексом «Олимпийский» со строительством торгово-делового комплекса по ул. Большой Васильковской, 53/55, представленный широкой общественности, состоит из нескольких архитектурных объемов.

Комплекс имеет три основных и один подземный уровень, в которых размещены общественно-торговые площади, подземный автопаркинг. Предусмотрено строительство суперсовременного кинокомплекса с пятью кинозалами. Также запланировано строительство 20-этажного офисного здания. Главные входы запроектированы со стороны улиц Большой Васильковской, Физкультурной и Жилянской.

Проект планирует реконструкцию выходов из подземного перехода и со станции метро. Для этого предлагается демонтировать один из выходов, а на его месте построить дополнительные помещения для служб метрополитена. Два же других выхода, ближе к ул. Большой Васильковской, предполагается расширить.

Архитекторы предлагают связать гостиницу «Спорт» с общественно-торговым комплексом посредством моста-перехода. В решении предусмотрена организация удобных подъездов к зданию и заездов в подземную автостоянку, удобных пешеходных подходов; организация объезда вокруг здания для пожарных машин. Запроектированные паркинги решат проблему автотранспорта в этой зоне, в том числе и во время проведения массовых мероприятий на самом стадионе. Плюс ко всему новый центр — это тысячи рабочих мест для киевлян вместо сотни на рынке.

Так что же здесь плохого? Пристадионная площадь нуждается в реконструкции — это действительно так. Город нуждается в общественных сооружениях — тоже факт. Почему такое общественное сооружение не может быть построено именно на Пристадионной площади вместо уродующего город рынка «Троицкий»? Тем более что исторически если четко следовать сложившемуся функциональному назначению территории, там был именно общественный центр.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам