"Укрнефть" в миноре

Умные люди говорят, что в Украине осталось только две привлекательные для крупных инвесторов структуры: «Укртелеком» и «Укрнефть». Но приватизация обеих компаний, которая должна принести в бюджет миллиарды гривен, постоянно откладывается. В первом случае это вызвано проблемами с конъюнктурой рынка связи, во втором – просьбами заинтересованных лиц…
Нефтеторговцы бранятся, но не тешатся…

ОАО «Укрнефть» – крупнейшая украинская нефтедобывающая компания, на долю которой приходится около 75% добычи нефти и газового конденсата в Украине. Уставный фонд – 13,557 млн. грн., он разделен на 54228,5 тыс. простых акций номинальной стоимостью 0,25 грн. каждая. Основные акционеры «Укрнефти» НАК «Нефтегаз Украины» (50% + 1 акция), ФГИ (0,03%), «Приватбанк» (11,69%), «Oxidental Management Company Ltd.» (8,37%), «Vorkidge» (5,29%), «Альфа-Капитал Украина» (5,09%). Основное добывающее предприятие ОАО «Укрнафта» – «Охтырканефтегаз». Кроме него, в структуру предприятия входят НГДУ «Долинанефтегаз», «Надвирнанефтегаз», «Бориславнефтегаз», «Полтаванефтегаз» и «Черниговнефтегаз».

Самым интересным аспектом в деловой биографии ОАО всегда были непростые взаимоотношения между группами акционеров: мажоритарными (то есть «Нефтегазом Украины») и миноритарными. Надо заметить, что за списком малоизвестных оффшорных компаний «скрываются» широко известные в Украине и за ее пределами коммерческие структуры. В первую очередь два ведущих банка – «Укрсиббанк» и «Приватбанк», которые традиционно имеют интересы в нефтяной сфере.

Несколько лет подряд владельцы 41% акций «Укрнефти» добивались представительства пяти своих членов в наблюдательном совете компании. Акционеров не устраивал предложенный «Нефтегазом Украины» вариант представительства: 4 миноритария из 11 членов наблюдательного совета. Дело в том, что по регламенту наблюдательного совета, кворум достигается при наличии 7 членов, а это позволяет проводить наблюдательный совет без участия 4 голосов. Наличие же 5 голосов дает возможность консолидированным акционерам блокировать решения совета, которые они посчитают неправильными.

Еще недавно консолидированные акционеры-меньшевики требовали включить в наблюдательный совет совладельцев «Приватбанка» Геннадия Боголюбова и Игоря Коломойского и представителей руководства «Укрсиббанка» Александра Ярославского и Эрнеста Галиева, а также председателя правления нефтеперерабатывающего завода «Нефтехимик Прикарпатья» Игоря Палицу. А «Нефтегаз» упорно отказывался это делать. Поэтому миноритарные акционеры периодически срывали собрания акционеров, не регистрируясь и не формируя кворум из-за невыполнения требований по увеличению представительства в наблюдательном совете. А из-за срыва собрания «Укрнефть» не могла выплатить дивиденды и утвердить стратегические направления работы компании.

И вот 30 января произошло историческое событие: акционеры собрались вместе и назначили нового председателя правления. Им стал представитель «меньшинства» Игорь Палица, который ранее руководил Надвирнянским НПЗ, крупным акционером которого является «Приватбанк». А «человек» депутата Олега Салмина Петр Демченко внезапно покинул руководящий пост по собственному желанию. Его отставка, по мнению наблюдателей, обозначила перемирие в многолетнем конфликте между частными и государственными собственниками «Укрнефти». Но до полного мира однозначно далеко: по слухам, миноритарии не являются сторонниками скорой продажи госпакета ОАО. Возможно, потому, что сами не против его купить.

Игроки в «большой покер»

Проект постановления о продаже контрольного пакета акций ОАО «Укрнефть» уже завизирован «Нефтегазом Украины», Фондом госимущества и направлен в Кабинет министров. По словам премьер-министра Украины Виктора Януковича, правительство сейчас изучает и просчитывает целесообразность продажи контрольного пакета акций ОАО. Главным лоббистом этого дела является глава Фонда государственного имущества Александр Бондарь. По его словам, реализация контрольного пакета акций «Укрнефти» обеспечит существенные приватизационные поступления в 2003 году. Бондарь считает, что необходимо принять политическое решение относительно продажи «Укрнефти». И подтверждает, что на сегодня существует около 6 претендентов, которые имеют все реальные возможности для покупки этого пакета акций. Эксперты компании ТНК говорят, что им известно о пяти крупных претендентах, как отечественных, так и иностранных, но не конкретизировал их. И не отрицают, что речь идет о ТНК, «Укрсиббанке» и «Приватбанке». Не исключено, что на этапе приватизации могут возникнуть альянсы между претендентами, в том числе и между резидентами и нерезидентами. В частности – российскими и украинскими компаниями.

Вместе с тем существует оппозиция идее заработать 2 млрд. грн. на продаже пакета нефтяного гиганта. Так, есть информация, что министерство топлива и энергетики не хочет визировать проект постановления правительства о раскреплении в государственной собственности и дальнейшей продаже контрольного пакета акций «Укрнефти». В частности, отвечая на вопросы журналистов «Киевского телеграфа» и «Версий», министр ТЭК Сергей Ермилов сказал, что не видел соответствующего готового проекта и, по его мнению, приватизация «Укрнефти» в текущем году нереальна (полное интервью господина Ермилова читайте в ближайшем номере). Не жаждет приватизации так же и почетный председатель правления «Укрнефти» Олег Салмин. В недавнем комментарии он заявил, что письменного поручения президента по этому поводу, о котором говорил руководитель НАК «Нефтегаз» Юрий Бойко, на самом деле не существует.

По его словам, на сегодняшний день есть лишь предложение Фонда госимущества Украины о выводе контрольного пакета акций из уставного фонда НАК «Нефтегаз Украины» и дальнейшей их продаже. «На мой взгляд, руководство НАК «Нефтегаз Украины» не имеет права без официального подтверждения говорить от имени первых лиц государства и всей Украины в целом. Подобные заявления вводят в заблуждение акционеров компании и инвесторов», – сказал как-то журналистам Салмин.

Короче говоря, вокруг приватизации «Укрнефти» разыгрывается нешуточный «покер», на фоне которого разворачивается многомиллионный судебный конфликт между компанией и ее страховщиком «Укрнефтегазстрахом». 8 июня 1998 года между ОАО «Укрнефть» и ЗАО «Украинская нефтегазовая страховая компания» было заключено Генеральное соглашение о страховании имущества на 5 лет, страховой платеж согласно которой составляет 56,3 млн. грн. В начале 2001 года ЗАО «Украинская нефтегазовая страховая компания» подала в суд иск о возмещении упущенной в течение 1999-2000 г.г. коммерческой выгоды в размере 84, 455 млн. грн. 9 апреля 2001 года решением Арбитражного суда г. Киева в удовлетворении иска страховой компании было отказано. 23 мая 2002 года Киевский Апелляционный хозяйственный суд принял решение об удовлетворении иска ЗАО «Украинская нефтегазовая страховая компания». Не согласившись с решением суда, ОАО направило кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд. Главным аргументом «Укрнефти» являлось утверждение о неправомерности изъятия 84, 455 млн. грн. в качестве недополученной выгоды ОАО «Украинская нефтегазовая страховая компания». Если я не ошибаюсь, тяжба тянется до сих пор и может существенно повлиять на желание иностранных инвесторов покупать украинского нефтедобытчика. И тогда его купят наши люди, уже сумевшие поставить своего человека на пост главы правления «Укрнефти».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам