Ирония банкирской судьбы

Камерный хор мальчиков-клаустрофобов, выступающий в замкнутом пространстве после трехчасового пребывания в застрявшем между третьим и четвертым этажами лифте – душераздирающее зрелище. Как, впрочем, и попытки остановить электричку при помощи громкой команды «Стой!». Блокирование работы Верховной Рады при помощи экстравагантных силовых методов (плевок в лицо, разорванный блокнот корреспондента УНИАН, удар женской туфлей в область правого ботинка лица противоположной политической ориентации) – это, наверное, не совсем парламентские методы борьбы.

Впрочем, я могу ошибаться. Возможно, речь идет о естественном проявлении «политической клаустрофобии». Данная болезнь характеризуется боязнью парламентского большинства. А все перечисленные выше симптомы (удары, целенаправленное слюноотделение) являются следствием общего заражения оппозиционного организма.

Во всяком случае, атмосфера, царившая 12 декабря как в сессионном зале, так и на балконе, была явно болезненной. Внизу колыхалось плотное море причудливо переплетенных депутатских тел, а вверху журналисты, помощники парламентариев и просто любители зрелищ карабкались друг другу на голову, чтобы понаблюдать за творившимся непотребством. Царило всеобщее возбуждение на грани оргазма. Спасибо «Нашей Украине», социалистам, коммунистам и персонально Юлии Тимошенко, которая сменила косу на новую прическу, за доставленное неудовольствие.

Нельзя сказать, что массовые потасовки в высшем законодательном органе власти являются экстраординарным событием, экзотикой, которую удалось увидеть лишь горстке избранных. Нет, дрались достаточно много, причем во всех трех последних созывах Верховной Рады. И микрофоны вырывали с корнем, и плевали не менее точно, чем в нынешнем составе парламента.

Достаточно вспомнить эпопею с членством ВР в Межпарламентской Ассамблее СНГ. Чего только не вытворяли национал-патриоты, представленные тогда еще единым Народным Рухом Вячеслава Чорновила, чтобы не допустить вступления в эту организацию… Многие коммунисты получили в ухо, кому-то сжевали галстук. Веселье было еще то. Александр Мороз пытался шуточками разрядить накаленную обстановку в зале. В историю даже вошла одна, не совсем приличная фраза Сан Саныча. Комментируя поступившее предложение предоставить Верховной Раде статус члена-наблюдателя в МПА, спикер заметил: «Я не понимаю, как член может быть наблюдателем». Возможно, Мороз сразу и не понял, что сморозил, но драка все же возникла.

Во многих случаях инициаторами потасовок были горячие руховские парни. Но, справедливости ради, стоит упомянуть и лидеров прогрессивных социалистов – Наталию Витренко и Владимира Марченко. Владимир Романович, обладающий достаточно внушительной комплекцией, зарекомендовал себя хорошим «панчером»: с одного удара вырубил члена НРУ Павла Мовчана. Марченко решил, что тот не совсем почтительно отозвался о женщине (Витренко). Наталье Михайловне осталось лишь обработать поверженное тело сумочкой (кстати, достаточно тяжелой). Эпизод получился драматичным и стал украшением телехроники кулуарной жизни Верховной Рады. Однако чемпионом по массовым парламентским «заварухам» стал прошлый созыв ВР (1998-2002 гг.)

Подобрались интересные люди, которые могли, если что, сделать бесплатную лоботомию всем желающим. Впрочем, дело даже не в отдельных индивидуумах, склонных к насилию, а в особом расположении звезд. Они явно не благоприятствовали как левым, так и национал-патриотическим фракциям. Например, в начале 2000 года возникла примерно такая же, как и 12 декабря, ситуация. В ВР, благодаря персональным усилиям директора-распорядителя парламента Александра Волкова, нарисовалось большинство, которое тоже хотело взять власть в свои руки. Мешал Александр Ткаченко, сидевший в кресле спикера. Причем Александр Николаевич сидел в буквальном смысле этого слова, поскольку не покидал своего руководящего кресла даже после окончания сессионного заседания. Коммунисты и социалисты творили чудеса, не давая возможности «большевикам» проголосовать за отставку президиума ВР. Это надо было видеть: депутаты в дорогих костюмах по знаку Александра Волкова бросались на штурм, коммунисты выстраивали каре и грудью закрывали трибуну. В зале хрипло орал мегафон, поскольку представителям большинства не давали выступать. Чем все закончилось? «Большевики» собрались в бывшем музее Ленина и взяли власть в свои руки. Знаете, что самое интересное? Если сравнивать ситуацию, связанную с образованием большинства в 2000 году, и последнюю крупную стычку «большевиков» образца 2002 года с оппозицией, то возникают интересные аналогии.

Во-первых,
два года назад после «бархатной революции» спикером ВР стал Иван Плющ. А сегодня Иван Степанович всеми силами старается убедить окружающих, что «большевики» – это очень плохо. Лучше уж оппозиция. Он даже собирается выйти из фракции «Демократические инициативы», которая входит в состав парламентского большинства. Как легко меняются взгляды, принципы. Наверное, это и есть политика.

Во-вторых,
одним из первых решений «большевиков» в «Украинском доме» стало постановление об… утверждении Владимира Стельмаха на должности главы Национального банка Украины. Какая ирония судьбы. Спустя два года именно пост главы НБУ стал поводом для массовой стычки большинства и оппозиции. Получается, что одно большинство назначало Владимира Семеновича главой Нацбанка, а другое – снимает.

Трудно сказать, почему депутаты, оказавшиеся в меньшинстве, начинают испытывать острые приступы клаустрофобии по отношению к большинству. Очень легко возбуждаются, как свидетельствует практика, национал-патриоты. В 2001 году они организовали показательное шоу с элементами силовой борьбы в поддержку премьера Виктора Ющенко. Тело «мессии» отстоять не удалось, хотя, помнится, Сергей Соболев обещал: миллионы людей выйдут на улицы, чтобы уберечь Виктора Андреевича. Но, в конечном счете, победила жесткая технологическая схема, организованная Виктором Медведчуком (на то время – первый вице-спикер). Ющенко ушел и вернулся. В парламент. Уроки политики его ничему не научили: два сломанных микрофона стоимостью $500 каждый, поврежденные компьютеры электронной системы для подсчета голосов «Рада», оплеванные лица – это итог четвергового заседания ВР. История, как всегда, повторяется.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам