Чрезвычайно демократично в Датском королевстве

Наверное, единственное обстоятельство, вызвавшее в последнее время усмешку у России, – это проведение Всемирного чеченского конгресса в одном из самых дорогих отелей Копенгагена «Рэдиссон-Скандинавия». По этому поводу можно и пошутить: здесь, дескать, не обошлось без Умара Джабраилова, которому до недавнего времени принадлежала аналогичная гостиница возле Киевского вокзала в Москве.

Итак, как ни разрывалась Россия, в Копенгагене состоялся-таки Всемирный чеченский конгресс. Впрочем, нет, следовало бы сказать: «прошел», а вот состоялся ли – вопрос, ведь состоятельность такого вида собрания должна бы уложиться в ответ на глуповатый вопрос «А дальше-то что?»… Конгресс же, собравший главным образом сторонников независимой Ичкерии, для независимости этой сделал немного и, похоже, послужил поводом для очередного скандала.

Кавказско-датское мероприятие состоялось, и не помешали ему протесты Москвы, призывавшей хотя бы перенести сроки конгресса – чтобы он не совпадал с днем траура по жертвам московского теракта. С чеченцами, в общем-то, понятно: народ они гордый и непредсказуемый, и им как бы не с чего переносить свой конгресс. А вот к Дании у России возник ряд претензий (напомним: два месяца назад форум был запрещен в Стамбуле). Сформулировало претензии министерство иностранных дел, распространившее крайне жесткое заявление, обращенное к правительству Дании. Вот оно: «В России вызывает глубокое возмущение позиция датских властей, допустивших проведение на своей территории «Всемирного чеченского конгресса». Эта сходка организуется и финансируется чеченскими террористами, их пособниками и покровителями из «Аль-Кайеды», которые, как теперь совершенно очевидно, стоят за чудовищным терактом в Москве. Этому предшествовала антироссийская вакханалия в датских СМИ, которая, как это ни кощунственно, продолжилась даже в дни, когда весь мир следил за развитием драмы в театральном центре. Ссылки датских властей в этой связи на свободу слова и свободу собраний не выдерживают никакой критики. Не может быть свободы слова, да и любой другой свободы для террористов, тех, кто взрывал Москву и Нью-Йорк».

Несмотря на несколько избыточную прямолинейность российской стороны, датские власти остались непреклонны. Они просто сослались на свою конституцию и абсолютно резонно не нашли повода ее нарушать. «Дания не давала разрешение на проведение чеченской конференции. Она проводится как частное мероприятие, а статья датской конституции о свободе проведения собраний дает право без получения предварительного разрешения проводить собрания такого рода», – обрисовал ситуацию датский министр иностранных дел Пер Стиг Меллер. Не подействовали на датчан и сообщения о сотне погибших в Москве…

Словом, состоялся беспрецедентный дипломатический конфликт с Россией. Российские СМИ называют его одним из самых серьезных в истории двусторонних отношений. Таким образом, отношения Москвы и Копенгагена испорченны окончательно, было официально объявлено об отмене визита Путина в Данию, который должен был состояться после саммита Россия–ЕС в Копенгагене. (Сам же саммит по предложению датской стороны был перенесен в Брюссель.) Россию даже не утешило обещание Датского королевства арестовать тех делегатов Всемирного чеченского конгресса, на которых Москва пришлет запросы об экстрадиции. «В случае получения доказательств того, что такие лица находятся в Дании, правительство Дании, естественно, предпримет немедленные шаги по их задержанию и преследованию в судебном порядке», – пообещал министр иностранных дел.

Но вернемся к собственно конгрессу. Он был многолюдным, но представителей российской диаспоры было немного. Зато явились чеченцы из других стран, а их связи с родиной часто выглядят смешными, несмотря на видимую приверженность традициям. Иначе говоря, ни мужчины в папахах, ни женщины в платках особенно «чеченского» впечатления не производили. Зато конгресс мог похвастаться и экзотическими добавками, например, британской актрисой Ванессой Редгрейв, которая сняла фильм о чеченских детях. А еще выдающийся чеченец Руслан Хасбулатов вкупе с бывшим президентом Литвы Витаутасом Ландсбергисом. Где-то здесь же, неподалеку – лидер социалистической фракции датского парламента Хольгер Нильсен…

В выступлениях, что характерно, не прозвучало решительно ничего нового. Делегаты говорили о теракте в Москве, но – как о неизбежном следствии политики Владимира Путина. И только. Звучало это дико, особенно на фоне выступлений о недопустимости терроризма и – особенно – соболезнований родственникам погибших. Часто же о событиях в Москве не говорилось вовсе. Только о жителях Чечни и президенте Масхадове, «готовом без всяких предварительных условий сесть за стол переговоров». В общем, как это ни печальн, на Всемирном съезде чеченцев не прозвучало ничего нового.

Россия напряжена чрезвычайно. Хочется сравнить ее отношение к происходящему в Дании с просмотром пленок, вывезенных из вражеского военного лагеря. И что же видят издерганные россияне? Делегаты чеченского конгресса могли бы, например, предпринять символический шаг, который позволил бы хоть частично снять напряжение – объявить минуту молчания в память о погибших мирных жителях. У организаторов не появилось подобной мысли. И теперь Россия действительно вне себя от ярости. Масла в огонь подлил упомянутый Хольгер Нильсен. Он потребовал, чтобы саммит Россия–Евросоюз, который должен был состояться в Копенгагене 11 ноября, был отменен вообще, а не переносился в Брюссель, как предложили европейцы. Нильсен убежден, что тем самым ЕС идет на «недопустимые уступки давлению Кремля».

Надо сказать, что, несмотря на свою естественную неприязнь к терроризму, Европа, между тем, не вполне разделяет и позицию Владимира Путина. Самое большое недоумение вызывает отношение Владимира Владимировича к участию в саммите Россия–Евросоюз, который должен был состояться в Копенгагене.

По мнению «Berliner Zeitung», Путин невысокого мнения о свободе собраний и других гражданских правах. Как считает издание, действия российского лидера выдают многое о путинском авторитарном понимании государственности. В частности, Путину неприятна любая критика по поводу войны в Чечне. Однако, прежде всего, Владимир Путин дает понять, что он видит террориста в каждом чеченце, который не согласен с федеральной властью, считает «Berliner Zeitung». Более того, издание упрекает ЕС в «мягкотелости» в отношениях с Россией. Как указывает газета, уже с началом первой чеченской войны Евросоюз «попытался сесть на шпагат»: из Европы звучала критика в связи с нарушением Россией прав человека, но – ни в коем случае не громко, чтобы российское руководство не обиделось.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам