Ловушка для следователя

Сегодня, 22 октября, Верховный суд должен был вынести решение на постановление судьи апелляционного суда столицы Юрия Василенко о возбуждении уголовного дела в отношении президента Леонида Кучмы. Рассмотрение данного дела в ВС не заняло много времени: председательствующий на слушании Юрий Рощенюк объявил о снятии дела с рассмотрения и возвращении его в апелляционный суд Киева для выполнения требований Уголовно-процессуального кодекса.

Но обо всем по порядку. Итак, сегодня, 22 октября, Верховный суд рассматривал не постановление, подписанное Юрием Василенко, а кассационное представление Генеральной прокуратуры. Решение о возвращении дела в суд первой инстанции было оглашено после выступления одного из подписантов заявления, на основе которого Василенко и возбудил дело, – Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна в ходе своего выступления заявила два ходатайства: допустить подписантов заявления к участию в судебном процессе, а также от имени всех подписантов заявления выразила просьбу о переносе рассмотрения данного дела. В частности, заявители считают, что Генеральная прокуратура не имела право вносить кассационное представление на постановление судьи Юрия Василенко.

Безусловно, заслуживает внимания второе ходатайство, «озвученное» ЮВТ. Прежде всего, потому, что оно абсолютно соответствует действующему законодательству. По сути, в ходе рассмотрения данного дела имело место нарушение Уголовно-процессуального кодекса. Генеральная прокуратура действительно обладает полномочиями обращаться в Верховный суд с кассационным представлением, но данный документ не составляется на основе постановления о возбуждении дела. Кассационное представление подразумевает предварительное проведение каких бы то ни было следственных действий. И на основании выводов, полученных в результате этих действий, составляется кассационное представление. А вот Верховный суд, по мнению специалистов, в данном случае сделал совершенно правильный шаг.

По большому счету, в сложившейся ситуации сотрудников Генеральной прокуратуры можно только пожалеть. С одной стороны, допущенное ими нарушение является достаточно серьезным. Но, с другой стороны, тяжело представить себе, какие следственные действия могли провести подопечные Святослава Пискуна в связи с постановлением о возбуждении уголовного дела в отношении главы государства. Если допрашивать, то кого, кроме свидетелей, коими являются все подписавшие заявление, поданное в апелляционный суд, депутаты? Президент неприкосновенен, и вести расследование в отношении этой фигуры можно только в ходе процедуры импичмента. В принципе, необходимыми полномочиями можно было бы наделить следственные комиссии и специальных следователей, но закон о следственных комиссиях отсутствует – значит, нет и полномочий.

Разумеется, никто не хочет сказать, что действия ГПУ – результат непроходимой тупости ее сотрудников. Просто они вынуждены «лавировать», чтобы «не врезаться», и они делают это настолько, насколько позволяет действующее законодательство. Потому что реально в данной ситуации люди с Резницкой действительно мало что могут сделать. С одной стороны – генеральный прокурор и сотрудник прокуратуры, непосредственно ведущий дело, визируют каждую страницу гроссбухов, образующихся в ходе расследования. И в случае, если служители Фемиды пойдут на сделку с совестью, «благодарные потомки» спросят с них по всей строгости. С другой стороны – депутаты от оппозиции «прессуют» Генеральную прокуратуру, заставляя работать без законодательного «инструмента». Круг замыкается…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам