Вопрос приоритетов

После антитеррористической операции в Афганистане Соединенные Штаты вновь готовятся к войне. На этот раз с Ираком: Джордж Буш-младший, похоже, решился всерьез взяться за проблему, которая досталась в наследство от Джорджа Буша-старшего. И раз и навсегда покончить с Саддамом Хусейном. Создается впечатление, что это решение Белого дома – окончательное. И только дело времени, когда оно будет реализовано. И в этой ситуации возникает вопрос: какую позицию займет официальный Киев? Будет ли он готов поддержать любую военную акцию Соединенных Штатов в Ираке?

На прошлой неделе украинский МИД озвучил позицию официального Киева: глава внешнеполитического ведомства призвал к мирному решению конфликта между Соединенными Штатами и Ираком, поскольку «лучшим методом решения любого конфликта является переговорный процесс». «И в этом контексте желательно, чтобы дипломатия более активно работала для поиска решения проблем, позволяющих избежать жертв среди мирного населения», – полагает Анатолий Зленко.

По словам одного из высокопоставленных украинских дипломатов, Киев в отношении возможной военной акции Штатов в Ираке придерживается нескольких постулатов. Во-первых, военное вмешательство в Ирак должно получить «благословение» Совета безопасности ООН. Во-вторых, Вашингтон должен представить недвусмысленные доказательства вины Багдада. И наконец, в-третьих, Киев, несмотря ни на что, полагает, что лучшее решение конфликта – переговоры.

Но насколько эффективна эта позиция? Какие она принесет дивиденды Киеву?

Очевидно, что украинский МИД и управление по вопросам внешней политики АП занимают в целом проарабские позиции. И политика Киева в регионе, соответственно, также проарабская. Это ни плохо и ни хорошо. Таковы реалии: Киев ищет новые рынки сбыта украинской продукции. И в этом контексте обращение к Ближнему Востоку выглядит естественно: еще во времена Советского Союза за Украиной неофициально был закреплен этот регион.

К тому же Киев к такому курсу подтолкнуло и все нарастающее разочарование Тель-Авивом: не оправдались надежды на то, что активное развитие отношений с Израилем приведет к притоку в Украину израильских инвестиций.

Все это сегодня предопределяет позицию официального Киева и в отношении перманентного иракско-американского конфликта. Здесь полагают, что ее изменение может негативно повлиять на отношения Киева с арабскими странами и плачевно сказаться на торгово-экономическом присутствии Украины на рынках стран Ближнего Востока.

Между тем, возникают сомнения, что эта позиция настолько уж эффективна. И дело даже не столько в том, что есть политика арабских улиц, а есть политика арабских правительств.

Прежде всего, сомнения возникают в контексте намерения Киева стать в недалеком будущем членом Североатлантического альянса, первую скрипку в котором играют Соединенные Штаты. Маловероятно, что мимо внимания Вашингтона пройдет отсутствие безоговорочной поддержки со стороны Киева любой военной акции Штатов в Ираке. И очень велика вероятность, что это зачтется в колонку минусов, когда будет решаться вопрос о «поднятии на качественно новый уровень отношения Украины и НАТО».

В конце концов, это вопрос приоритетов. И то, как Киев их расставит, окажет влияние и на его продвижение в НАТО. Как это, например, произошло с Румынией и Болгарией: их безоговорочная поддержка США и НАТО во время косовского и македонского кризисов, операции в Афганистане сыграли свою роль в том, что сегодня они являются реальными кандидатами получить членство в Альянсе.

С другой стороны, позиция Киева не является для американцев определяющей: вне зависимости от того, окажет или нет Украина поддержку Соединенным Штатам, те решат проблему режима Саддама Хусейна и сделают все возможное, чтобы к власти пришли «good guys». Судя по всему, для Белого дома этот вопрос уже стал принципиальным, и создается впечатление, что он готов решить проблему Саддама Хусейна даже в одностороннем порядке, без санкции СБ ООН. Но в этом случае поддержка странами американской позиции будет особенно цениться.

А это, кстати, важно не только с учетом евроатлантических устремлений Киева, но также и в контексте его желания укрепить свое экономические присутствие в Ираке. Очевидно, что при смене власти в Багдаде все старые договоренности, заключенные при Саддаме Хусейне, канут в Лету. А новые правители Ирака будут готовы сотрудничать с теми странами, которые оказали прямую или опосредованную поддержку в свержении ненавистного диктатора…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам