Осколок советской империи

План федерализации Молдовы как способ решения приднестровской проблемы нашел в лице представителей официального Кишинева своих верных сторонников. Молдавский лидер Владимир Воронин даже выступил с обращением к согражданам, в котором пропел дифирамбы киевской встрече по урегулированию приднестровского конфликта и предложенному посредниками плану. Но есть все основания полагать, что Тирасполь вовсе не испытывает восторг от этого предложения…

План федерализации Молдовы как способ решения приднестровской проблемы нашел в лице представителей официального Кишинева своих верных сторонников. Молдавский лидер Владимир Воронин даже выступил с обращением к согражданам, в котором пропел дифирамбы киевской встрече по урегулированию приднестровского конфликта и предложенному посредниками плану. Но есть все основания полагать, что Тирасполь вовсе не испытывает восторг от этого предложения…

«Только эта встреча (в Киеве – Ред.) создала обстановку реальности и практической реализуемости столь сложного и мучительного объединительного процесса. План интеграции нашего государства, предложенный ОБСЕ, вероятно навсегда войдет в историю этого столетия.

Это первый план «не культурного развода» противостоящих сторон, а план объединения сторон, разрешения конфликтов, план, закладывающий исторически апробированные и выверенные формы возможного государственного устройства», – так патетически написал Владимир Воронин в своем сегодняшнем обращении «Объединение страны – главное условие становления молдавской государственности».

Восторженное отношение официального Кишинева к предложенному посредниками (Украиной, Россией и ОБСЕ) плану урегулирования конфликта понять можно: реализация этого плана позволяет Воронину выполнить обещание, данное им во время президентской предвыборной кампании – решить приднестровскую проблему.

Но за полтора года молдавский лидер не слишком преуспел в этом. Более того, «благодаря» проводимой им политике жесткого прессинга переговоры с Приднестровской молдавской республикой на долгие девять месяцев, до самого момента киевской встречи, оказались заблокированными.

Так что предложения посредников с помощью федерализации государства решить приднестровскую проблему – очень даже неплохое средство выйти из непростой ситуации. И молдавские коммунисты намерены им воспользоваться в полной мере. Даже несмотря на критику, звучащую со стороны национал-демократической оппозиции. Во всяком случае, именно это следует из официальных комментариев.

Иное дело Тирасполь. Хотя его представители и поддержали публично план по федерализации Молдовы как способ решить проблему, складывается впечатление, что приднестровцы приложат максимум усилий для того, чтобы его дискредитировать. И заставляют так думать первые заявления представителей Тирасполя.

Руководитель рабочей группы экспертов, министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай на прошлой неделе обвинил официальный Кишинев в нарушении переговорного процесса. Его недовольство вызвали многочисленные комментарии так называемого проекта ОБСЕ в официальной прессе Молдавии.

«Они представляют собой очередное грубое искажение сути работы переговорного механизма и могут ввести в заблуждение общественность Молдавии, отрицательно повлияв на возможность возобновления полноценных переговоров», – заявил Лицкай. – «Подобные действия молдавской стороны могут дискредитировать новую идею, в поддержку которой высказались все участники Киевского совещания». Вот так вот.

Надо признать, что сегодня проблема урегулирования приднестровского конфликта заключается именно в Тирасполе: лидерам Приднестровской молдавской республики сегодня крайне выгодно затягивать существующую неопределенность. О чем и свидетельствует анализ ситуации в Молдове и последние действия представителей Тираспольской администрации.

С уверенностью можно говорить, что те внешние причины, что привели в начале девяностых к кризису – румынизация и перспектива присоединения Молдовы к Румынии – на сегодняшний день не существуют.

Однако за десять лет существования ПМР, этого «осколка советской империи», в Приднестровье сформировалась небольшая группа политической и бизнесовой элиты во главе с Игорем Смирновым, которая, используя сложившуюся ситуацию, имеет неплохие деньги на транзите и контрабанде товаров. Эта же группа заинтересована в том, чтобы неопределенность со статусом Приднестровья, его квазигосударственность, продлилось как можно дольше.

Как ни странно, но какую позицию займет Тирасполь в отношении предложенного посредниками плана, и будет ли он готов пойти на необходимые уступки, зависит не только от лидеров Молдовы и Приднестровья. Сегодня многое зависит от Киева: очевидно, что весь последний год ПМР прямо или завуалировано в своих внешнеполитических акциях опиралась на Украину.

Ведь после того, как в Кишинев к власти пришел коммунист Воронин, Москва в своей геополитической игре сделала ставку на него. Приднестровцы же, лишенные российской поддержки, нашли ее у Украины: Киев серьезно беспокоила пророссийская ориентация Воронина, и Тирасполь оказался неплохим средством давления на Кишинев. К тому же, это позволяло Украине сохранить свое влияние в регионе.

Впрочем, похоже, что времена изменились. И приднестровская неопределенность перестала устраивать Украину. Тем более что завуалированная поддержка Тирасполя во время истории с таможенными печатями и совместными таможенными постами нанесла определенный удар по имиджу Киева. Прежде всего, в Европе. И в этом случае вполне очевидно, что в Украине готовы использовать все рычаги, дабы убедить Тирасполь серьезно рассмотреть предложения посредников…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам