Депозиты начинают и…

Кто сказал, что мы бедно живем? Согласно официальной статистике, вывешенной на сайте Нацбанка, по состоянию на 1 марта текущего года в Украине на депозиты было положено 495 млрд. грн. Из них 324 млрд. грн. – депозиты физических лиц, остальное – предприятий и органов власти. С учетом «мелочи под подушкой» выходит почти по тысяче долларов на каждого украинца, включая бомжей и младенцев. Вот она, «народная тысяча» – наш ответ власти в лице «Юлиной тысячи» и «тысячи от Януковича». Какой же от нее толк?
Казалось, еще недавно под банками стояли очереди желающих забрать свои вклады в связи с мировым экономическим кризисом. Эксперты, в том числе и ваш покорный слуга, прогнозировали долгий и трудный путь возвращения утраченного доверия граждан к финансовым учреждениям. Каюсь, ошибались.

Кризис не успел отгреметь, как население страны, включая даже малоимущих, наперегонки кинулось в отделения банков класть деньги на депозиты. С чего это вдруг такой скачок доверия? Ответ будет парадоксальным. Если помните, Черчилль когда-то сказал: «Демократия – очень плохая форма правления, но, к сожалению, общество, не придумало ничего лучшего». Так же и банки.

Не могу сказать, что все они хорошие. И что в кризис будут думать о клиенте больше, чем о собственной шкуре (интересах акционеров и менеджмента). К сожалению, недавний опыт показал, что спасаться с деньгами вкладчиков – это мы тоже умеем. Но какая альтернатива банкам? Ее нет.

Кредитные союзы? Лавочка еще похуже. Инвестирование в акции? В отличие от Америки, у нас это не развито. Вы придите на какую-нибудь биржу (если найдете ее офис где-нибудь в полуподвале) и скажите, что желаете прикупить немного высоколиквидных акций комбината им. Ильича. Ну, так, для примера. Не в качестве рекомендации. Что вам скажут в ответ? Хи-хи три раза, брысь отсюда, инвестор.

Короче говоря, как ни крути, остаются банки. Только банки и ничего кроме банков. Ну, еще их стеклянные тезки. Но это на любителя. В результате имеем интересный факт: за год (с марта 2011-го) население притащило в банки 49 млрд. грн. Финансовые учреждения приняли их по описи, но сказать, что сильно обрадовались им, нельзя. Ведь за каждую копейку надо платить процент, а он не из воздуха берется.

Как и любой другой товар, деньги имеют свойство падать в цене. Не потому, что в банках ими пол протирают, а потому, что происходит естественный процесс инфляционного обесценивания дензнаков. И сегодня за 100 грн. мы можем купить намного меньше товаров, чем два или три года назад.

Как и любой другой товар, деньги имеют свойство падать в цене. Не потому, что в банках ими пол протирают, а потому, что происходит естественный процесс инфляционного обесценивания дензнаков. И сегодня за 100 грн. мы можем купить намного меньше товаров, чем два или три года назад

Поэтому деньги должны работать, зарабатывать, так сказать, на хлеб с маслом для себя и своих хозяев – постоянных и временных. Что касается постоянных, то есть вкладчиков, то они принесли свои сбережения в банк не просто так, а с расчетом на процент. До последнего времени проценты были высокие – до 10% годовых в валюте и до 16% в гривне. Но эти времена прошли.

Сейчас наметилось уменьшение процентных ставок по кредитам. По данным финансовых аналитиков, депозиты в валюте уже упали до 6-8%, гривны – до 12%. Дальше тенденция также показывает снижение: 5,5-7,5% годовых в валюте, не больше 10% в гривне.

Уменьшение ставок по депозитам может возмутить граждан, но в целом это хороший признак. Он показывает, что деньги после долгого периода безделья наконец-то «вышли на работу». Другими словами, стали трансформироваться в кредиты.

Собственно, никакого разнообразия в способе зарабатывания денег на деньгах (пардон, за тавтологию) нет. Депозиты принимаются под более низкий процент, кредиты выдаются под более высокий, разница – есть доход и банка и вкладчиков.

Не мудрено, что при ставке депозита в 16% годовых кредит стоил 20-25%. Такой ресурс не по карману среднему предприятию с нормальным годовым оборотом. Уже не первый год в прессе и научно-финансовых кругах стоит вой на тему: экономика страны задыхается от нехватки кредитных ресурсов. Банки при этом тоже задыхаются, но от отсутствия прибыли.

Не секрет, что Украина – это заповедник убыточных банков. Убытки демонстрирует каждый пятый из них. Спешу успокоить, отрицательный результат в целом по системе не очень большой: где-то минус два с небольшим миллиарда гривен. Из них почти 60% суммы приходится на группу крупнейших банков. Но это в принципе нехорошо, потому что банки не должны быть убыточными.

Не удивительно, что постепенно их терпение лопалось, и лопнуло окончательно в самом конце марта: Ассоциация украинских банков (АУБ) обратилась к президенту с просьбой уволить главу НБУ с занимаемой должности. О чем мы подробно писали в статье «Восстание банков».

Напомню, что первым пунктом долгого списка претензий к г-ну Арбузову стало именно кредитование. Точнее, его невозможность. «В монетарной политике, зажимая ликвидность с целью текущего удержания обменного курса и инфляции, НБУ потерял чувство меры, что нанесло ощутимый удар по экономике и банковской сфере, в частности, негативно отразилось на ликвидности, процентных ставках по депозитам и кредитам и на объемах кредитования, и соответственно привело к замедлению экономического роста в конце 2011 года.

Эксперты прогнозируют сценарий, при котором с уменьшением процентов из банков начнут сбегать «охотники за прибылью». То есть те, кто размещал средства на депозитах ради высоких процентов. Как правило, этих людей немного. Но все-таки их может набраться процентов 10-15%. Наперерез этим людям с их высвободившимися из банковских уз деньгами кинется Минфин

В середине 2011 г. НБУ продемонстрировал понимание угрожающего состояния платежного баланса страны и подготовил проект постановления правления НБУ, который имел целью уменьшение кредитования потребительского импорта. Но, несмотря на то, что Кабинет министров Украины осенью повторил эту задачу в своем распоряжении от 26.10.2011 г. №1074-р, НБУ так до сих пор не принял соответствующее постановление, что привело к дальнейшему несбалансированному росту импорта и отрицательного торгового сальдо…», – написали в АУБ.

Банки на самом деле не враги себе. Они бы с радостью опутали всю страну кредитным спрутом, как делали до 2008 года, но неадекватная политика НБУ им действительно мешала. По словам президента Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко, реальный сектор экономики не получил кредитов на сумму более 50 млрд. грн. И это по самым скромным подсчетам.

Куда же банки вкладывают депозиты населения? Грубо говоря, в бюджет. В стране практически не осталось банка, который не был бы «под завязку» затоварен облигациями госзайма (ОВГЗ). Несмотря на то, что на облигациях не заработаешь, как на кредитах (ставки по ним сейчас не превышают 10-11%), вложение это надежное. Пока еще не было и, надеюсь, не будет случая, чтобы держава задерживала выплаты процентов или выкуп своих ценных бумаг. Иными словами – устраивала дефолт.

Поэтому чем рисковать с невозвратом кредитов, финучреждения вкладывают деньги в супернадежные гособлигации. Эти деньги перекочевывают в два госбанка. Оттуда – на бюджетные расходы. Механизм сложный, описывать его нет смысла. Но суть – ясна.

Сейчас в связи со снижением ставок по депозитам ожидается и падение процентов по кредитам. Предполагается, что в мае они опустятся до отметки 15-16% годовых. Не фонтан, но и то неплохо. И вот тут наступает кульминационный момент всей финансовой мелодрамы: резкого роста кредитования может не получиться.

Эксперты прогнозируют сценарий, при котором с уменьшением процентов из банков начнут сбегать «охотники за прибылью». То есть те, кто размещал средства на депозитах ради высоких процентов. Как правило, этих людей немного. Но все-таки их может набраться процентов 10-15%. Наперерез этим людям с их высвободившимися из банковских уз деньгами кинется Минфин, с приторно-сладким предложением купить валютные гособлигации для частных лиц.

Параллельно Минфин будет отслеживать и поведение банков: начнут они кредитовать бизнес или нет. В последнем случае, предполагают эксперты, все тот же Минфин, у руля которого теперь стоит бывший зампред Нацбанка Юрий Колобов, снимет с банков «сливки ликвидности», заставив их купить еще одну скоропортящуюся партию гособлигаций. Деньги, разумеется, уйдут в бюджет на благие дела, но экономика опять не получит необходимых ресурсов.

Что в сухом остатке? Надежда на финансовое счастье. Что граждане не кинутся снимать деньги с депозитов, в ответ на решения банков снизить доходность вкладов. А банки, не мешкая, приступят к кредитованию, и не только на покупку машин (плюс-минус 19% годовых) и квартир (от 12,75% для «своих» до 28,75% для лохов), но и для развития бизнеса. В первую очередь – для завершения долгостроев. Увы, это почти идеальный сценарий. А какой будет на самом деле, мы скоро увидим…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам