Пока мы тут ждем вторжения и обсуждаем признание Россией ДНР-ЛНР, мир переживает новый шок, связанный с коронавирусом. Всемирная идея выработать коллективный иммунитет за счет массового заражения омикроном, который считался пустячком с низкой смертностью, дала статистическую брешь. Новые данные из США показали, что легкий омикрон по смертностипобедил тяжелую дельту «не качеством, а количеством».
Смертельна статистика
Итак, новейшие статистические данные из США. Американские исследователи создали математическую модель пандемии и пришли к шокирующему выводу. Несмотря на то, что в процентном отношении умерших меньше, чем от уханьского коронавируса и так называемой дельты, из-за массовости и огромного числа больных (в США в некоторые дни фиксировалось больше 1 млн. зараженных в день) к концу вспышки мы можем получить очень печальную статистику.
На пике первой ковидной волны 2020 года в Штатах умирали 6,66 человека на миллион жителей в сутки. Во время второй (зима 2020-2021 годов) локдауны смягчили, понадеявшись на уже проходившую вакцинацию, в итоге смертность достигла 10,22 человека на миллион в сутки. Поэтому в сентябре 2021 года Америка увидела пик третьей волны – уже «дельты». Тогда ковидная смертность достигла 6,25 человека на миллион в сутки.
И вот последние данные – омикрон дал США 7,6 смертей на миллион в сутки или более двух с половиной тысяч жертв болезни каждый день. Если это и легкое заболевание, то пока оно уносит больше жертв, чем жесткая дельта. Та же самая ситуация в Израиле: там смертность от коронавируса с приходом омикрон-штамма взлетела выше дальты.
Парадоксы страха
При этом любопытно наблюдать, как меняется сознание людей. В прошлой статье мы затронули тему, что во многих странах перестали считать COVID-19 социально опасным заболеванием.
Работников возвращают с удаленки в офисы, отменяют ограничения для контактных лиц. Формально это объясняется высоким уровнем вакцинации. На самом деле двумя другими причинами. Первая – это та самая идея создания коллективного иммунитета, когда бушует крайне заразный омикрон, считавшийся легким до тех пор, пока американцы не стали считать процент смертности. Вторая – чисто психологическая: мы просто привыкли к «короне». Теперь это часть нашей обыденной жизни, а не что-то ужасное.
Когда коронавирус только начинался и в Украине было 10 больных на всю страну, мы вместе со всем миром вошли в тотальный локдаун, нельзя было выйти на улицу и просто без дела прогуляться. По вымершей улице в маске. А крестьян, которые собрались в количестве пяти человек посадить картошку, штрафовали на 17 тыс. грн. за нарушение карантина.
Я уже не говорю о том, как «радостно», с проклятиями, баррикадами и камнями в окна автобусов встречали украинцы наших соотечественников из Уханя в Новых Санжарах, куда их везли на самоизоляцию под охраной Нацгвардии.
Укол для самоуспокоения
Заболеваемость выросла, и счет пошел на тысячи, но локдаун на время прекратили. Затем возобновили снова. И так неоднократно. Пройдя этот этап, мы перешли к вакцинации. В мире началась конкуренция стран за вакцину, кто первый начнет колоть своих граждан и чем именно.
В Украине сначала, как говорил «сивочолий гетьман», предлагали вакцинироваться индийским и китайским «гивном». А Pfizer и Moderna были доступны лишь по блату. Двух министров здравоохранения уволили за провал вакцинации. Теперь вакцин и ПЦР-тестов завались. Видно, что производственные мощности транснациональных компаний работают на полную катушку.
При этом уже появились обоснованные опасения ученых, что омикрон не только быстро передается, но и может блокировать действие вакцин. Это косвенно доказывает масштабное исследование в рамках британской программы REACT (английская аббревиатура расшифровывается как «Оценка распространения инфекции в режиме реального времени»).
Исследования начались еще до появления омикрона, и в общей сложности на данный момент в них приняли участие около 2 млн. добровольцев. Две трети всех заразившихся раньше уже болели коронавирусом.
Из 100 тыс. ПЦР-тестов, проведенных за две первые недели 2022 года, омикрон был выявлен у 4 тыс. человек, из них 65% сообщили, что уже переболели COVID-19 раньше. При этом практически все были привитыми, но на течении болезни это не отразилось – она у всех проявилась по-разному.
Тем не менее, вакцинация – это надолго, производители вакцин быстро не сдадутся. А те, кто вложил деньги в производство кислородных концентраторов и прочих «дыхательных гаджетов», похоже, просчитались. Их сейчас тоже избыток, как минимум в крупных городах. В Киеве взять в аренду кислородный концентратор не представляет труда. Цена от 300 грн./сутки.
Сам себе доктор
После того как наш Минздрав радостно принял концепцию «пустячкового омикрона» и приказал давать больничные как раньше при гриппе – на пять дней, а не на десять как при коронавирусе, народ просто перестал сдавать тесты. Ставят себе диагноз «грипп» на глазок. Сидят дома, пока держится высокая температура, а потом выходят в люди.
К слову, из-за «обобщений» Минздрава, которые страшно далеки от реальности, и недоступности семейных врачей сложилась ситуация, когда богатые и тревожные, узнав о заболевании, тратят большие деньги на дорогую платную медицину.
А бедные или спокойные находят заболевших раньше себе подобных в соцсетях и узнают, что их ждет и чем лечиться, от собратьев по несчастью. Омикрон породил интересное явление, при котором в соцсетях идет охота не за рекомендациями врачей, а за поиском «своего» сценария болезни.
Скажете, что только идиоты «лечатся» в соцсетях? А что остается делать, если реформа семейной медицины имени Ульяны Супрун сделала первичную помощь труднодоступной. Семейные врачи или сами болеют, или у них нет слотов на запись. Даже для пациентов с положительным тестом.
Опять же когда мы ругаем советскую медицину, которая «жадничала» давать дополнительные дни больничных, то забываем, что участкового врача можно было вызвать домой. В тот же день, как поднялась температура. Он не лечил вас по телефону, а слушал кашель, смотрел горло. Как это и должно быть.
Кстати, цифры заболеваемости у нас занижены минимум впятеро. Абсолютно в этом уверена. Если во Франции с численностью населения 65 млн. человек после рождественских и новогодних праздников за сутки регистрировалось 370 тыс. новых случаев заражения коронавирусом, то у нас после лыжного сезона должно быть примерно столько же в пересчете на 42 млн. населения.
Но во Франции тест можно сделать в каждой аптеке, и для местных он бесплатный. Как и в Штатах, где зафиксировали 1,35 млн. новых случаев заражения коронавирусом в день. А у нас, повторюсь, ПЦР – это дорогое удовольствие.
Что будет дальше?
Слышали ли вы что-нибудь о флуроне? Нет? Тогда вы слишком увлеклись вторжением и ОРДЛО. Флурона – сочетание гриппа и COVID-19 в одном эпизоде болезни у определенного пациента. Это означает, что человек одновременно болеет двумя инфекциями: гриппом (на английском flu) и коронавирусом (на английском coronavirus).
Об этом начали говорить еще в самом начале пандемии в 2020 году, когда заканчивался сезон гриппа для северного полушария, но уже пришла пандемия. Весной 2020 года в Великобритании были опубликованы данные, что вполне возможна так называемая микс-инфекция.
Считается, что они добавляют масла в огонь друг другу, и тяжесть течения болезни усиливается. К сожалению, уникальные симптомы флуроны пока не выявили. Для нее типичны как симптомы гриппа, так и симптомы коронавируса. И что это за гибрид такой, пока только пытаются понять.
К слову, начитавшись о флуроне, я вообразила, что и у меня может быть эта новомодная гибридная зараза, поскольку температура резко подскочила, что, согласно методичкам Минздрава, должно было свидетельствовать о гриппе, а не о коронавирусе.
Не пожалев 50 баксов, помимо ПЦР-теста, добросовестно сдала скрининг на 20 респираторных инфекций, включая все виды гриппа и даже вирусную пневмонию. И что? И ничего. Это все-таки был омикрон. Флурона еще впереди.