«Бориславский завод РЕМА»: коррупция Нимаса–Флюнта под маской патриотизма

Борислав – бывшая нефтяная столица Европы, где «черное золото» до сих пор качают прямо в городском парке, чтобы оно не залило подвалы домов. Иван Франко посвятил ему повесть «Борислав сміється». Сейчас это промышленный центр с остатками советских заводов, захваченных дельцами, приближенными к нефтегазовому бизнесу. Лучше всего у них получается маскировать коррупцию под патриотизм. Яркий пример этого – завод РЕМА, который контролируют две семьи – Нимасов и Флюнтов.

В 1944 году в только что освобожденном от фашистов Львове началось строительство Львовского завода радиоэлектронной медицинской аппаратуры (РЭМА). Он производил широкий ассортимент продукции: электрокардиографы, энцефалографы, дефибрилляторы и др.

Спустя 44 года, в 1988-м, для производства новых на то время приборов УВЧ и магнитотерапии было открыто еще одно предприятие системы научно-производственного объединения  РЭМА в Бориславе.

Старый львовский завод в 90-е годы обанкротился. А новенький Бориславский превратился в Открытое акционерное общество, а затем в ПАО «Бориславский завод РЕМА». И переключился на выпуск запчастей и ремонт оборудования для нефтегазовой промышленности. Благо рядом Дрогобычский НПЗ, магистральные трубопроводы и т.п.

Делает завод запасные части к газомотокомпрессорам, теплообменное оборудование, трубные пучки утилизаторов тепла, а также запчасти для железнодорожного транспорта и трамваев советского производства.

В общем, живет преимущественно за счет эксплуатации советского промышленного наследия, но в условиях рыночной конкурентной экономики. А что в этих условиях самое важное для промышленников? Выгодно продать то, что вы производите. Иметь постоянный гарантированный сбыт.

Для этого нужно побеждать в тендерах других участников. Это непросто. Но если сделать так, чтобы заказчиком госзакупок был, например, один член семьи, а поставщиком и победителем тендеров другой, тогда все проще.

Знакомьтесь, мажоритарный акционер завода Юрий Романович Флюнт. Владеет 75% акций. Живет в Киеве, прописан в центре столицы, а на заводе занимает должность главы ревизионной комиссии.

Его партнер и (как говорят) наместник – директор завода Василий Нимас, с недавнего времени депутат горсовета Борислава. У него 14,3% акций, у сына Андрея Нимаса еще почти 10%, и у жены Анны Осиповны совсем маленький пакет меньше 1%.

Нимас вдвое старше главного акционера – он ровесник и, как рассказывают в Бориславе, друг детства Романа Орестовича Флюнта, который до 2018 года возглавлял одно из предприятий «Укртрансгаза» – ВРТП (Виробничо ремонтно-технічне підприємство) «Укргазэнергосервис», расположенное в Боярке.

Биографию Романа Орестовича мы сумели отыскать в выпуске ведомственного журнала “Укртрансгаза” под названием “Трубопроводный транспорт” №2 за 2014 год. Там нашего героя поздравляли с 60-летием и описывали всю его карьеру, начиная с 1976 года, когда он начал трудиться инженером в «Львовтрансгазе». Потом с 1981 по 2000 гг. работал в Стрийском управлении ВРТП «Укргазэнергосервис». С 2000 по 2005 гг. на Гайсинской ремонтной базе этого же предприятия. А в декабре 2005 года возглавил центральный офис ВРТП  «Укргазэнергосервис».

И как только Роман Орестович Флюнт стал большим начальником, так сразу у Юрия Романовича Флюнта появились акции завода, а у Василия Николаевича Нимаса прибавилось работы. Заказы, заказы, заказы.

ВРТП «Укргазэнергосервис» как раз занимается техническим обслуживанием оборудования компрессорных станций (КС) и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Запчасти им очень нужны.  

Пока не было системы тендеров, их просто закупали. Когда появились тендеры, тоже не проблема. Главное – правильно выписать спецификацию (требования к предмету закупок). Флюнты ни разу в этом не ошиблись. Остальные участники торгов лишь облизывались, глядя на “семейную пирушку”.

Особенно спокойно жилось нашим героям, когда во главе “Укртрансгаза” стоял их земляк из Ивано-Франковской области Игорь Прокопив. До назначения председателем правления ПАО «Укртрансгаз» Игорь Богданович занимал должность первого зампреда в НАК «Нефтегаз Украины», а еще раньше работал председателем правления ОАО «Ивано-Франковскгаз». За время его работы, в системе “Нефтегаза” и “Укртрансгаза” трудоустроилась целая плеяда бориславцев с фамилией Флюнт, а в Киеве появился ООО «НВФ Торговый дом РЕМА».  

Юрий Флюнт даже приобщился к политике – стал помощником нардепа от Партии регионов Алексея Радзиевского (бывший мэр Дрогобыча). Говорят, они и сейчас вместе в бизнесе. Работают по тендерам – ООО Торговый дом «Проминь Люкс «.  

Две династии – Флюнтов и Нимасов разделили между собой почти все руководящие посты на приватизированном ими заводе, а некоторые члены семьи даже завели свой собственный бизнес. Тоже в рамках тендеров “Укртрансгаза”.

Так, Василий Романович Флюнт вместе с женой Наилой открыли прачечную “Атлас”. В 2019 году АМКУ оштрафовал их на 256 тыс. грн. за неконкурентные действия на торгах по стирке белья для санаториев «Перлина Прикарпаття» (МВД) и «Червона Рута» («Укргаздобыча»).  

Штрафу предшествовало журналистское расследование, где подробно описываются тендерные финты Флюнтов.

Скажем, заключили они с ведомственным санаторием “жирный” договор на 1 млн. грн. – стирки 82,6 тыс. кг одежды, белья, махровых полотенец, штор, чехлов, спецодежды работников озокеритного отделения.

Конкурентами Василия Флюнта на аукционе выступили Константин Григорчак и Андрей Головко. Первый предложил самую низкую цену – всего 694 тыс. грн., но был дисквалифицирован из-за непредставления каких-то справок. Отличная отмазка!

А вот Андрей Головко, который тоже предлагал свои услуги дешевле, по 705 тыс. грн., почему-то сам отказался от подписания договора, ссылаясь на допущенную ошибку при формировании цены.

В результате договор подписали с участником, который предлагал свои услуги дороже всего и не снижал цену в ходе аукциона, – Василием Флюнтом. И так на каждом аукционе: чужаков дисквалифицируют, Головко выигрывает и отказывается, деньги берет брат совладельца “Бориславского завода РЕМА”.

Вдруг журналисты выяснили, что у конкурентов по стирке одинаковые номера мобильных телефонов (0931800591, 0978651514), которые указаны в отчетах о закупке. Более того, один из упомянутых номеров (0931800591) при регистрации в соцсети Facebook использовала Наила Флюнт.

Самое смешное, что эта дама – подписант в благотворительном фонде «Атлас», учредителем которого является Василий Флюнт, а руководителем – его конкурент на торгах Андрей Головко.  

Мы так подробно описываем махинации бориславской прачечной Флюнтов, потому что алгоритм одинаковый, когда речь идет и о стирке махровых полотенец, и о продаже комплектующих к оборудованию. Особенно, если со стороны закупщика выступает кто-то из членов большой дружной семьи.

Но не все коту Масленица. Окно возможностей слегка прикрылось в 2018 году, когда возглавивший “Укртрансгаз” Сергей Перелома уволил Флюнта-старшего из-за уголовного дела против него и назначил директором ВРТП «Укргазэнергосервис» Руслана Терещенко. Жаль, что не все запчасти на свете производит «Бориславский завод РЕМА». Такой неприятности бы не было. 

Но дело вот в чем. Против заслуженного специалиста нефтегазовой отрасли Романа Орестовича Флюнта было возбуждено уголовное дело №42017101100000055 от 17.02.2017 за вывод 340 млн. грн. через мутные тендерные схемы.

История детально описана в прессе. Суть ее проста.

Романа Орестовича подозревали в создании преступной схемы присвоения в 2014-2016 годах бюджетных средств при проведении тендеров по поставке запчастей к газоперекачивающим агрегатам, по результатам которых победителем торгов была фирма ООО “Украинский современный турбинный комплекс” (УКРСТК).

УКРСТК завысило стоимость запчастей и поставило их госпредприятию не в полном объеме. Часть полученных в результате тендеров денег перечислило на счета сомнительных субъектов хозяйственной деятельности.

Интересно, что суд дал разрешение на доступ к документам «Укртрансгаза», но отказал в доступе к ВРТП «Укргазэнергосервис», так как это не юридическое лицо. Постарались влиятельные знакомые и родственники Флюнтов.

На чем же прокололись? Когда запчасти поставляли бориславцы, они изначально ставили в прайс завышенную цену. И потом делили прибыль по-родственному за семейным столом. А другие участники афер вынуждены были сбрасывать “навар” на фирмы-однодневки, чтобы потом вынуть его оттуда и разделить. Ну, и попались.

Горевали почти год. Продажи с отставкой Романа Орестовича, понятное дело, просели. Да еще расходы, чтобы закрыть уголовное дело. Точнее, спустить на тормозах. Сильно поиздержались. Но правильно говорят, что если одно окно возможностей захлопнулось, может открыться другое. Или хотя бы форточка.

Спасительным кругом стала идея импортозамещения в атомной энергетике. Там тоже все советское, для ремонтов нужны детали. А их как назло поставляют фирмы страны-агрессора. Или структуры из их орбиты влияния.

Например, для реактора Запорожской АЭС нужны детали, предназначенные для уплотнения главного разъема корпуса реактора с крышкой верхнего блока, а также для крепления крышки к корпусу.

Как пишут в СМИ, это оборудование 1-го, то есть наивысшего класса безопасности. В состав узла уплотнения главного разъема входят шпильки, гайки, шайбы, прокладки. Традиционных поставщиков таких деталей с опытом поставок на украинские (и не только) АЭС всего два: подсанкционное российское ПАО «Ижорские заводы» и чешская Skoda J.S., которая тоже принадлежит российским собственникам.

Был брошен клич: кто в Украине сможет сделать такие штуки? В Бориславе поразмыслили и ответили: мы. А чего тут… Белье стирать научились, продавать своим родственникам запчасти нефтегазового оборудования можем. Подумаешь, атомный реактор. Это почти то же самое. Ну, вот как корова и коза. Ноги четыре, голова одна, дает молоко.

Нашли ходы-выходы на кого нужно. Весной 2019 года прошел тендер. Других компаний, кроме нашего завода, там не было. Одних дисквалифицировали ввиду сомнений по части гостайны, другие оказались сателлитами страны-агрессора. В общем, остались только Нимас и Флюнт. Они и победили.

Обещали сделать детали в 2019 году. Не получилось. Продлили контракт на 2020 год. Снова неудача. Оказалось, что атомный реактор и нефтегазовое оборудование – это не одно и то же. Все-таки разница есть. Пришлось переносить выполнение контракта на 21 апреля 2021 года. Сам договор продлили до 2025 года.

Допсоглашение тут

За это время Василий Нимас победил на выборах в местные советы в 2020 году. Теперь он депутат Бориславского горсовета. До этого их депутатом был Жовнир Роман Богданович – официант в гостинице “Афродита” в Трускавце. Он числился миноритарным акционером РЕМА, ему платили как бы зарплату. Еще одна забавная деталь в общем схематозе.

И заключительный штрих: брат Флюнта Богдан подался в журналисты, был редактором журнала «Forbes Україна», а теперь редактор сайта Mind.ua, который публикует «заказухи» родни. Семейный подряд. Во всем.

Источник: Версии
54321
(Всего 19, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам