Цены не сложат. Почему Европа платит дорого за газ на самом деле?

Сегодня, 13 сентября, цена на газ в Европе в ходе торгов установила рекорд – $727 за тыс. куб. м, взлетев за три дня с предыдущей отметки в $710 неожиданно резко. До последнего времени прибавка в цене шла сначала по доллару в неделю, потом в день. Европа в панике – там начала расти инфляция. Нам примитивно объясняют, что дефицит газа в Старом Свете вызван происками “Газпрома”, который не хочет использовать украинскую ГТС. Но на самом деле все гораздо сложнее… 

Стоимость октябрьского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах в прошлую пятницу на пике торгов достигла $709,8 за тысячу кубометров, или €57,92 за мВт·ч. Казалось, что выше цена не поднимется. Ошиблись: в понедельник утром газ совершил рывок к новым уровням, достигнув 59,585 евро за кВт·ч, или $727 за тысячу кубов. А ведь совсем недавно стоимость октябрьских фьючерсов на газ TTF на бирже Ice Futures составляла $57,25 кВт·ч или $698,4 за тыс. куб. м.   

Официально основными причинами рекордного роста цен на природный газ в Европе называют низкие запасы газа в хранилищах из-за холодной зимы и слабые темпы закачки, которые вызваны дефицитом предложения.

Наши должностные лица трактуют дефицит предложения как шантаж со стороны России и умышленное ограничение поставок в Европу со стороны “Газпрома”. Глава правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Витренко в интервью «Интерфакс-Украина» заявил, что «повышение цен, которое мы видим сейчас на рынке, является следствием фактически специальной кампании со стороны “Газпрома”, который просто ограничивает поставки газа в Европу».

Витренко считает, что представители ЕС должны добиться разблокирования доступа других компаний к транзиту через Украину и поставок газа из Центральной Азии. Насчет транзита беспокойство украинских чиновников вполне оправдано.

По словам главы компании “Оператор ГТС Украины” Сергея Макогона, транзит российского газа через Украину в ЕС с начала года составил 29,46 млрд. кубометров. Это на 15,3% меньше, чем за январь-август 2020-го. В сентябре месяце транзит снизится до минимально предусмотренных контрактом 109 млн. куб. м/сутки. Для сравнения: в июле  среднесуточный транзит составлял 124 млн. куб. м.

Версия о том, что  рекордное подорожание газа на европейских хабах вызвано отказом России прокачивать его через транзитные мощности Украины, может поразить воображение обывателя, привыкшего верить всему, что говорит начальство, но для людей мыслящих это выглядит слишком примитивно.

Причин на самом деле несколько. Они наложились одна на другую и в общей массе создали “гремучую ценовую смесь”. И не только Россия виновата в дефиците газа в Европе. У Старого Света два основных поставщика – РФ и США. По сути, они поделили территорию Европы на зоны влияния, отдав часть “квот” Алжиру и Норвегии.

Так вот, когда в августе-сентябре стали на ремонт газопроводы «Ямал–Европа» и “Северный поток-1”, американцы прекратили отгрузки сжиженного газа с LNG-терминалов США в связи с опасностью от урагана Ида у южного побережья Северной Америки. Как назло, возникли проблемы у Норвегии: пришлось поставить газодобывающие платформы на капитальный ремонт, вызванный вынужденной заморозкой добычи из-за пандемии.

К тому же в Осло веще с 2020 года заявили, что государство не планирует наращивать добычу углеводородов и, следовательно, увеличивать экспорт газа в Европу. Максимум, на что можно рассчитывать, – перераспределение поставок. Норвегия готова часть своего экспорта газа из Германии направить в строящийся газопровод для Польши (Baltic Pipe).

Еще один важнейший поставщик газа в Испанию и юЮжную Европу – Алжир. Он тоже не хочет увеличивать экспорт «голубого топлива» в ЕС. Причина банальна – газ в Алжире просто заканчивается, и все большие объемы используются на внутреннее потребление.

Еще несколько лет назад ученые предсказывали, что экспорт природного газа из Алжира может упасть с 45 млрд. куб. м в год до 26 млрд. куб. м. А дальше и вовсе до 15 млрд. куб. м. Прошли те времена, когда в 2005 году экспорт алжирского газа составлял 64 млрд. куб. м. А все потому, что доходы от продажи “голубого топлива” проедались, а не вкладывались в разведку новых запасов. В этом плане сценарий нам хорошо знаком.

Отдельная тема – Азия. Китай, чья экономика активно восстанавливается, скупает огромные объемы СПГ со всего рынка, толкая цены вверх. Не отстают Япония, Южная Корея и другие азиатские государства. Еще когда Европа платила на спотовых биржах $150-200 за тыс. куб. м, страны Азии были готовы выкладывать по $350-500.  А когда цены на газ в Европе повысились, они еще больше подняли планку и оперативно согласились на $700.

Высокую цену СПГ Китай компенсирует дешевыми поставками из России по газопроводу “Сила Сибири”. Летом представители “Газпрома” признались, что  средняя цена составляет около $150,2 за тысячу кубов. Это несравнимо дешевле, чем у других крупных поставщиков.

Планируется, что объем поставок по газопроводу “Сила Сибири” выйдет на контрактный уровень – ежегодную поставку 38 млрд. куб. м только к 2024 году. В 2021 году “Газпром” должен поставить 10 млрд. куб. м, а это китайцам при их всплеске промышленного производства капля в море.

При этом бизнес есть бизнес. Шанс получить сверхприбыль заставляет капиталиста подпиливать ветку, на которой он сидит. По данным Bloomberg, ряд трейдеров, у которых газ хранится в Испании, вместо того чтобы дать его на родной европейский рынок, выжидают еще большего роста цен в Азии. Всего из “голодающей” в газовом плане Европы в Китай и другие страны намерены транспортировать шесть крупных партий СПГ.

Третий фактор роста цен на газ в Европе – это жаркая погода и низкая скорость ветра этим летом, которые сдерживают производство возобновляемой энергии и увеличивают использование энергии на другом топливе.

При этом из-за так называемой декарбонизации, о которой мы подробно рассказывали https://versii.com/news/evropejskij-protekcionizm-v-karbonovoj-upakovke/, расширять использование угля, кстати, тоже подорожавшего на 70%, затруднительно.

Идея декарбонизации в том, чтобы  отказаться от использования угля, нефти, газа и заменить эти виды топлива безопасными для здоровья человека (ветроэнергетика, солнечная энергия и даже атомная). Для того, чтобы заставить самих себя это делать, в ЕС установили самую высокую за всю историю стоимость разрешений на выбросы углерода. Еще в январе-2021 цена разрешения на выброс 1 т СО2 превысила 35 евро. А в перспективе может удвоиться. Понятно, что спрос на газ тут же вырос.

А что же “Газпром”? Он выполняет свои экспортные контракты в полном объеме. А недопоставленные из-за ремонта 1,9 млрд. куб. м компенсирует отбором своего газа из ПХГ. Так, в Германии запасы сократились до 13%, в Австрии – до 14%. В среднем запасы газа других операторов в Германии составляют 63%, в Австрии – 43%.

Должен ли “Газпром” спасать Европу и поставлять сверхплановые объемы газа, если этого не делают ни Норвегия, ни Алжир, ни США? Конечно, мы бы этого очень хотели – ведь тогда газ прошел бы по нашим трубам. Да и европейцам было бы приятно: возможно, снизились бы цены на газ на континенте.

Но надо понимать две вещи – объем добываемого газа в России не резиновый. Его растянуть и увеличить на парочку миллиардов кубов, мягко говоря, не так уж и просто. В 2021 году “Газпром” и так до конца года должен добыть самый большой за предыдущие 10 лет объем газа в 510 млрд. кубометров. Если Европе не нравятся высокие цены на газ, то она может запретить своим трейдерам зарабатывать на еще более высоких ценах в Азии.

Что же касается «Северного потока-2», то не нужно обольщаться. Даже если он пройдет сертификацию и начнет функционировать в ближайшее время, то на первом этапе может обеспечить Германии лишь дополнительные 5 млрд. куб. м. На общей ситуации в Европе это практически не отразится.

И Европа это, в отличие от нас, хорошо понимает и лихорадочно ищет выход. Высокие цены на газ, а также на электроэнергию (она тоже сильно подорожала), по мнению аналитиков Citigroup, могут вылиться в увеличение среднего счета за коммунальные услуги для европейских розничных потребителей на 20%.

Рост цен подпитывает инфляцию, которая в Германии достигла самого высокого уровня с 2008 года. В августе цены взлетели на 3,4%, что выше уровня, установленного Европейским центральным банком для еврозоны (2%). Но европейцы богатые и выкрутятся. А вот мы? Это отдельный вопрос, на который попытаемся дать ответ в следующей публикации.

Источник: Версии
54321
(Всего 45, Балл 4.93 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам