Идет война холодная…

В центральном парке Валетты – столицы Мальты – есть ротонда с красивым видом на море и замки мальтийских рыцарей. Но знаменита она не этим, а мемориальной доской, на которой выгравировано, что именно здесь Михаил Горбачев и Джордж Буш 3 декабря 1989 года договорились об окончании “холодной войны”. Эта дата стала исторической. Но договор так и не был выполнен. Раздел мира продолжается. Украина это ощущает на себе…

Интересна сама история того, как проходил саммит, на котором лидеры двух сверхдержав договорились о том, что “миру мир”. Американцы предложили нестандартный формат саммита – на борту боевых крейсеров в открытом море: в первый день на советской «Славе», во второй на их «Белкнапе». Советская сторона согласилась.

Но КГБ, который (и в этом есть некий символизм) прекратил свое существование тоже 3 декабря, но 1991 года, отговорил высшее руководство СССР размещаться в отелях Валетты, как это сделали американцы. И, кстати, я их понимаю – с отелями представительского класса на крошечной Мальте сложновато.

В общем, американцы заняли отели, а советскую делегацию, включая журналистов и вспомогательный персонал, поселили на пассажирском лайнере «Максим Горький». В день начала переговоров разразился ужасный шторм, и встречаться на военных крейсерах просто не представлялось возможным.

Поэтому был выбор – сойти на берег или провести переговоры на советском лайнере «Максим Горький». Остановились на втором варианте. Западные журналисты нашли определенный символизм в том, что Горбачев и Буш-старший переместился с военных кораблей на гражданский теплоход. А переводчик Горбачева Павел Палажченко в своих воспоминаниях отмечает, что сразу после завершения переговоров засияло солнце и воцарился штиль.

И тут важно понимать, почему американцы так легко согласились вести переговоры на советской “территории”, где их беседу мог фиксировать КГБ (не сомневаюсь, что это было сделано). Дело в том, что никаких стратегических договоренностей и военных секретов не обсуждалось.

Лидеры довольно долго беседовали один на один, что породило конспирологические теории. Но, по воспоминаниям переводчиков и самих президентов, говорили “за все хорошее против всего плохого”.

Задача состояла в том, чтобы обсудить основы нового миропорядка: как в условиях окончания холодной войны должен управляться мир, как подходить к решению международных кризисов, как заниматься ядерным разоружением.

Критики Михаила Горбачева обвиняют его в том, что именно на Мальте он уступил слишком много, в частности обещал невмешательство в революционные процессы в Восточной Европе, не выторговав взамен ничего конкретного. Однако к моменту саммита главное уже случилось: Берлинская стена пала месяцем ранее, дни коммунистических режимов в Восточной Европе были сочтены.

В 1989 году уже нечего было сдавать. Главный вопрос: сдал ли Горбачев Украину и весь Советский Союз? Другими словами, мог ли обсуждаться вопрос о предоставлении свободы советским республикам? Однозначно нет. И не только потому, что разговоры контролировал КГБ.

Джордж Буш-старший не приветствовал распад Советского Союза, и в знаменитом выступлении перед парламентариями тогда еще советской Украины предостерегал их от «самоубийственного национализма». О вступлении восточноевропейских государств в НАТО тоже речи быть не могло.

Речь Джорджа Буша-старшего, произнесенная 1 августа 1991 года в Верховной Раде, за три недели до ГКЧП и провозглашения независимости Украины, получила название Chicken Kiev speech (“Котлета по-киевски”).

Мало кто знает, что автором речи, где украинцев предостерегали от “самоубийственного национализма”, была Кондолиза Райс, ставшая позднее Госсекретарем США при Джордже Буше-младшем. В 1991 году она занимала должность директора отдела по делам СССР и Восточной Европы Совета национальной безопасности США.

Кстати, в Киев Буш прибыл из Москвы, где снова встречался с Михаилом Горбачевым и отговаривал его от реформирования СССР. Но Горбачев его не послушал. Тогда уже полным ходом шел Новоогаревский процесс, имевший целью заменить СССР на непонятное ССГ.

12 июля 1991 года Верховный Совет СССР принял постановление “О проекте Договора о Союзе суверенных государств”. Подготовленный проект Договора о ССГ был парафирован 23 июля всеми участниками встречи, кроме президента РСФСР Бориса Ельцина. Противостояние Ельцина и Горбачева достигло пика.

Но это было спустя полтора года, после встречи на Мальте. А тогда разговоры, по словам переводчиков и участников делегаций, велись в духе “беседы на кухне”. Буш критиковал Фиделя Кастро за то, что он “явно шагает не в ногу с переменами в СССР и Восточной Европе”. Горбачев в ответ мягко покритиковал США за вооруженное вмешательство в Панаме.

По Германии договорились не форсировать объединение. Но ровно через год – в октябре 1990-го оно состоялось. То же самое и по Восточной Европе: коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены еще раньше, в 1989-1990 годах.

“Варшавский договор” официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года. Судя по всему, это тоже было одним из пунктов неформальных договоренностей на “Максиме Горьком”.

Тут важно заметить, что все договоренности на мальтийском саммите были неформальными, поскольку никаких документов участники не подписали, а на итоговой пресс-конференции ограничились общими словами о необходимости укреплять мир и развивать сотрудничество.

Официальным документом, который закрепил окончание «холодной войны», стала принятая 21 ноября 1990 года на совещании глав государств и правительств СБСЕ “Парижская хартия для новой Европы” (от СССР ее подписал Михаил Горбачев).

Что было потом? А потом было то, что мы все знаем. Американцы забыли о своих обещаниях (правильно говорят, что обещать – не значит жениться). Обещали ведь в Тегеране и Ялте, что немцы никогда не станут военными союзниками США. И вообще обещали мирно жить с СССР. Но 4 апреля 1949 года было создано НАТО, в который вошли все страны Западной и частично Центральной Европы. И уже в октябре 1954 года ФРГ приняли в его члены.

Конечно, прямого противостояния СССР/России и США, подобного “карибскому кризису”, сражениям во Вьетнаме и Корее, после 1989 года уже не было. Сирия – это другая история. И Украина тоже. Но то, что “холодная война” не закончилась, а наоборот становится все “горячее”, это факт.

К настоящему времени в противостоянии двух супердержав появился третий могущественный игрок – Китай. Россия считает его своим союзником, но китайская экономическая система “заточена” под Запад и США. Так что тут не все так просто.

В любом случае Украина, к сожалению, не субъект, а объект в мировом торге. Вот заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд пригрозила России беспрецедентными санкциями в случае дестабилизации ситуации в Украине. Спасибо за заботу. Ценим.

Тут же агентство Bloomberg сообщило, что, по мнению разведки Соединенных Штатов, Россия намерена напасть на Украину в 2022 году с трех сторон. Это случится в конце января или начале февраля. Но зачем же так? У нас и без “агрессии” гривна падает, а инвесторы бегут.

Впрочем, это та ситуация, когда, как говорил Винни Пух в анекдоте Пятачку, “кто тебя спрашивать будет”. Украина не решает, как ей быть. Воевать или не воевать. Есть глобальный торг, раздел мира и все такое. То, о чем договорились на Мальте, больше не актуально. Хотя дата осталась – 3 декабря, день окончания «холодной войны»…

Фото автора

Источник: Версии
54321
(Всего 61, Балл 4.98 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам