Индексация пенсий: «Бери, бери! Я себе еще нарисую»

В Украине с 1 марта начинается плановый перерасчет (индексация) пенсий. Принцип несправедливый: чем выше пенсия, тем больше добавка. Малообеспеченным достанется меньше всего. Но главный вопрос: откуда деньги на такую щедрость, если Пенсионный фонд в дефиците и живет только за счет финансирования бюджета, которое к тому же в 2021 году урезали? Ответ очевидный: по темпам денежной эмиссии Украина опережает США.

Для начала немного скучной, но необходимой “законодательной математики”. Общая сумма доходов бюджета Пенсионного фонда на 2021 год составляет 495,5 млрд. грн. Расходов на 26 млрд. грн. больше. Разница – это официальный дефицит. На самом деле дефицит в несколько раз больше, потому что от единого взноса на общеобязательное государственное пенсионное страхование ПФ получает только 293,8 млрд. грн. И это прогнозные цифры, а по итогу с нашими карантинами и падением ВВП может оказаться и меньше.

Разницу между “заработком” и расходами Пенсионному фонду напрямую покрывает бюджет. Дотация в 2021 году составила 195,3 млрд. грн., что на 8,5 млрд. грн. меньше, чем было заложено в первом чтении бюджета.

Обосновали это переносом повышения минимальной зарплаты до 6500 грн. с июля 2021 года на декабрь. Связанного с этим повышения минимальных пенсий до 2500 грн. летом не будет. Но минимальная пенсия, привязанная к минимальной зарплате, рассчитывается только для определенных категорий пенсионеров: старше 65 лет, от 30 лет стажа для женщины и 35 лет для мужчин.

При этом, согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсии и соцпомощь не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом. Поэтому в связи с повышением прожиточного минимума в декабре 2020 года с 2118 грн. до 2189 грн., а для утративших трудоспособность с 1712 грн. до 1769 грн. минимальная пенсия уже выросла на 57 грн.

Таким же стал размер так называемой социальной пенсии по возрасту для тех, у кого не хватает стажа, и для лиц с инвалидностью. Одиноким людям старше 80 лет с декабря 2020-го стали насчитывать по 707,6 грн. доплат. Все это – копейки для стариков, но дополнительные миллионные бюджетные расходы.

Более того, повышение прожиточного минимума с 1 июля 2021 года до 2294 грн., а с 1 декабря 2021 года до 2393 грн. во втором чтении бюджета  сохранили. Это означает рост минимальных пенсий с 1769 грн. до 1854 грн. в июле и с 1854 грн. до 1934 грн. в декабре, а также увеличение различных надбавок и выплат.

Причем, как у нас принято, больший кусок пирога получают те, кто не нуждается. Самым бедным пенсионерам подкинули по 57 грн., но верхний уровень пенсий с 1 декабря 2020-го уже поднялся до 17 690 грн. Это не считая особые категории – чиновников, генералов и судей, получающих пенсий в десятки, а то и сотни тысяч гривен. При индексации им повезет больше других.

Теперь собственно о самом аттракционе невиданной щедрости. Весенние выплаты пенсионерам начались с выборов 2019 года. Если помните, правительство Владимира Гройсмана тогда заплатило пенсионерам так называемую компенсацию за отсутствие индексаций в предыдущие годы.

Ее разбили на две части – перед первым туром голосования и перед вторым: по 1205 грн. в марте и столько же в апреле. Мотив изумительный: “компенсация в предыдущие годы”. Цель мероприятия была очевидной – “все для фронта, все для победы”.

И тогда же приняли постановление о ежегодной индексации. Потом его подкорректировали, и на сегодня действует постановление Кабмина №849 от 16 сентября 2020 года. Оно указывает, что индексацию нужно проводить, когда имеется в наличии вся необходимая статистика.

Процент выплат высчитывается по формуле – сумма прошлогодней инфляции плюс половина от среднего за три года роста зарплат. Таким образом и получилась цифра – ориентировочно 11% для 9 млн. пенсионеров. И старт индексации пенсий с 1 марта 2021 года.

В 2019 году средняя сумма индексации пенсий составила 514 грн. Кому-то досталось 100 грн., кому-то тысяча. Но таких было немного, потому что верхняя планка пенсий не превышала 7,4 тыс. грн. Чтобы вытянуть все выплаты – “мартовскую тысячу”, “апрельскую тысячу”, а также индексацию, на покрытие дефицита средств Пенсионного фонда пришлось добавить 10,77 млрд. грн.

Чтобы осуществить эти выплаты и не задержать пенсии, ПФУ пришлось занимать в долг у Госказначейства. В год выборов Пенсионный фонд влезал в долги в январе, феврале и марте. Как раз тогда, когда нужно было раскошелиться.

В прошлом году с индексацией пенсий случился большой скандал. Правительство Алексея Гончарука  не провело индексацию с 1 марта 2020 года, мотивируя это тем, что “папередники” не предусмотрели средства в государственном бюджете на 2020 год. Думали, что пенсионеры этого не заметят. Заметили!

Пришлось списывать все на пандемию коронавируса и в спешном порядке исправлять ситуацию после окончания карантина. Выплаты оказались скромными благодаря невысокой инфляции. Среднее повышение составило где-то 260 грн. Да и то денег едва наскребли.

В этом году суммы индексации будут побольше. Как подсчитали СМИ, если пенсия составляет 7272 грн., то прибавка может быть на уровне 800 грн., а при выплате в 9090 грн. можно рассчитывать на 1000 грн. прибавки.

Не получат ее пенсионеры с максимальной пенсией 17 690 грн., бывшие госслужащие, если их «чиновничья» пенсия выше, чем была бы пенсия по возрасту (непонятно, за что их так наказали, поскольку могут пострадать даже те, у кого не более 4-5 тыс. грн.) и военные пенсионеры.

При этом дотация ПФ в бюджете-2020 была больше – 197,5 млрд. грн. А размер пенсий (от которого считается индексация) меньше. К тому же не забываем, что нужны средства на перечисленные выше плановые повышения пенсионных минимумов и максимумов. Где взять деньги?

Как всегда – одолжить в Госказначестве. А кто наполнит пресловутую “тумбочку” казначейства? Разумеется, Нацбанк. Как сообщает “Зеркало недели”, “Национальный банк Украины по динамике увеличения денежной массы не только далеко впереди американской Федеральной резервной системы, но и начал монетарное смягчение почти на полгода раньше – еще до начала пандемии COVID-19. Денежная масса в Украине выросла на 28%, что в условиях сокращения объемов производства товаров и услуг объективно снижает спрос на деньги – это отнюдь не признак денежного голода”.

На практике это означает дальнейшее обесценивание гривны, которое станет заметно, когда на рынок выплеснется “индексационная масса”. Я всячески поддерживаю помощь малообеспеченным, особенно пенсионерам, которые оказались в нынешней ситуации наиболее уязвимой категорий. Но, как мы уже говорили, беднейшие получат мизер, и все это нивелируется инфляцией.

P.S. Не знаю, как вам, а мне происходящее напоминает эпизод из легендарного фильма “Свадьба в Малиновке”:

– Что смотришь? Деньги настоящие! Видишь, написано: «Министр финансов Попандопуло»? Бери, бери! Я себе еще нарисую.

Источник: Версии
54321
(Всего 43, Балл 5 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам