Этот странный уходящий год: санкции, враги и «женский батальон»

Итоги года – это такое же обязательное «блюдо» для журналистов, как оливье на новогоднем столе. Что можно сказать о 2021-м? Это год, который начался с надежды на окончание пандемии и закончился странным приказом Минобороны ставить на военный учет женщин практически всех профессий, кроме тружениц секс-фронта. Хотя им бы в армии больше обрадовались, чем бухгалтершам и журналисткам.

2021 год начался с введения жестких карантинных ограничений: запрещалась работа ресторанов, кинотеатров, фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов, театров, торговля непродовольственными товарами, проведение любых развлекательных, спортивных или культурных массовых мероприятий.

В Киеве жесткие ограничения возобновили с 5 апреля. В общественный транспорт пускали пассажиров только по спецпропускам. В первый день усиленного карантина цены на такси в Киеве выросли в три-четыре раза, город сковали пробки. В транспорт не пускали даже врачей, если у них не было спецпропуска.

Локдаун продолжился до мая. В это время прогремела “карантинная вечеринка” Николая Тищенко, который в апреле отметил день рождения жены в ресторане отеля Fairmont с гостями и без масок, в то время как другие заведения подвергали высоким штрафам и рейдам полиции за незаконную работу в карантин.

Но это было только первым звоночком. Дальше пошли остальные. Весь год молодая команда “слуг народа” не вылезала из скандалов: хамили полиции, устраивали ДТП (как там, интересно, “дело Трухина”?), продолжали удивлять не в лучшем смысле.

Летом Украина начала внедрять COVID-сертификаты в приложении «Дия», но долгое время система глючила и даже привитые украинцы не могли воспользоваться преимуществами цифрового государства.

С 23 сентября начала действовать “желтая” зона карантина, которая постепенно перешла в “красную”. С 21 октября все пассажиры и перевозчики на межрегиональных (межобластных) маршрутах должны иметь документ о вакцинации или отрицательный ПЦР-тест.

Без вакцинации сегодня не пускают в рестораны, торговые центры, спортклубы и общественный транспорт. Однако со временем эти меры стали в значительной степени формальными. Вакцинацию в Киеве проверяли в метро в самом начале ограничений.

При этом заболеваемость не падает. И следующий год будет годом третьей, а, может, и четвертой тотальной вакцинации. Невакцинированные граждане окончательно будут поражены в правах. Говорят, в Европе две вакцины уже не в счет, нормой скоро будут четыре и не меньше.

Понятно, что такое положение вещей способствует общему пессимизму. И, видимо, чтобы нас “позабавить”, Минобороны накануне новогодних праздников выпустило приказ, согласно которому практически все женщины страны в возрасте до 60 лет, имеющие хоть какую-то теоретически полезную для армии специальность, включая менеджеров внешнеэкономической деятельности, рекламщиков, музыкантов и отельеров, обязаны стать на учет в военкомат. Предварительно пройдя в условиях пандемии медкомиссию.

При этом Минобороны уже предположило, что в связи с возможным наплывом представительниц прекрасного пола постановка на военный учет может проходить в электронной форме. А как же медкомиссия? Заочно, что ли? И откуда взялась идея всенародного “женского батальона”?

Выяснилось, что приказ Минобороны издан во исполнение закона об изменениях к закону к закону “Про військовий обов’язок і військову службу” от 30 марта 2021 года. Гендерного равенства захотелось парламентскому большинству!

А если женщина-работник не станет на учет, то заплатит штраф 850-1700 грн., а ее работодатель или непосредственный руководитель – 5100-8500 грн. Вот уж подарок под елочку! Мне просто интересно: кто дал этот закон на подпись президенту и является ли это частью интриг против нашего уставшего и нервного лидера?

Самое большое изумление года – это как раз преображение Владимира Зеленского. Вместо дружелюбного молодого президента образца 2019 года, который шел пешком на инаугурацию, страна увидела к концу 2021-го уставшего “сильного лидера”, включившего маховик санкций СНБО, нажившего большое количество врагов и сменившего “команду” на “окружение”. 

В инаугурационной речи он обнадежил нас словами: “Дорогой народ! В течение своей жизни я старался делать все, чтобы украинцы улыбались. Это была моя миссия. Теперь я буду делать все, чтобы украинцы по крайней мере больше не плакали”. Но прошло не так много времени, и уже непонятно: плакать или смеяться? Как с этим дебильным приказом о военном учете для дам.

В принципе, 2021 год при должном пиар-сопровождении мог бы считаться довольно удачным для власти. Был запущен рынок сельскохозяйственной земли, которого ждали много лет. В канун Дня Независимости в Киеве состоялся саммит Крымской платформы с участием представителей 46 стран мира.

Во время мероприятия была подписана совместная декларация по Крыму, которая предусматривает непризнание российской аннексии полуострова и обязательство стран-участниц рассмотреть дополнительные дипломатические, политические, ограничительные санкции в отношении России в случае дальнейшей агрессии.

Не факт, что Крымская платформа стала бы постоянно действующим органом на десятилетия. Но если вспомнить телерекламу Зеленского во время его кандидатства в президенты (или даже раньше) с намеком на то, что “встречаем Новый год по одному времени с Крымом”, то саммит можно было бы обратить в зачет власти.

На следующий день в Киеве состоялся военный парад к 30-летию независимости Украины и праздничная программа, которую назвали самой пышной и масштабной за всю историю парадов и отмечаний этой даты. Тоже как бы постарались. Как минимум для хорошего настроения масс.  

Через несколько дней после празднования Дня Независимости Владимир Зеленский впервые с момента вступления в должность посетил США. Состоялась его первая встреча с президентом Джо Байденом. Правда, ожидалось, что Зеленский и Байден пообщаются 30 августа, но переговоры дважды переносились из-за американских проблем в Афганистане и прошли 1 сентября.

В ходе визита президента Украины в США прошло подписание меморандума между ГП НАЭК «Энергоатом» и Westinghouse Electric о совместном строительстве энергоблока Хмельницкой АЭС как пилотного проекта, а в дальнейшем еще четырех блоков по их технологии. Общая стоимость проекта – $25 млрд.

Также Владимир Зеленский получил “приз дружеских симпатий” в виде Соглашения о стратегических основах оборонного партнерства с Пентагоном. Глава Пентагона Ллойд Остин сообщил, что президент США Джо Байден одобрил новый пакет военной помощи Киеву в размере $60 млн.

Через три недели Зеленский снова отправился в США для выступления на 76-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Правда, этот вояж был испорчен непонятным событием: 22 сентября 2021 года, около 10:00 по киевскому времени, вблизи села Лесники был обстрелян автомобиль Сергея Шефира, который является первым помощником президента на общественных началах.

В машину попали 18 пуль, был ранен водитель. Владимиру Зеленскому оперативно доложили об инциденте, и он сделал заявление, что «курс Офиса президента на детенизацию и деолигархизацию Украины не изменится, и никакие коварные действия на него не повлияют». Лиц, покушавшихся на Шефира, до сих пор не нашли.

Но штука в том, что весь этот, условно говоря, позитив перекрывался негативом, вызванным нововведением нынешней власти, а именно санкциями СНБО против юридических и физических лиц – резидентов Украины.

Надо полагать, что идею Зеленскому подбросили американцы, когда в январе 2021 года Министерство финансов США ввело санкции против семи украинских политиков и четырех украинских СМИ. 

“А что, так можно?!”, – подумали в Офисе президента. И в феврале 2021-го ввели в действие первое решение СНБО о применении санкций против нардепа Тараса Козака и телеканалов «112 Украина», NewsOne и ZIK. А также 19 юридических и 8 физических лиц, среди которых депутат Виктор Медведчук и его жена Оксана Марченко.

Но радость националистов и реформаторов от ущемления “прокремлевских телеканалов” быстро утихла, поскольку “санкции по пятницам” стали штамповать оптовыми партиями. И применять списочным составом против всех, о ком СМИ писали как о контрабандистах, ворах в законе и просто нехороших людях.

Закрутившийся санкционный маховик рассорил бывших соратников – президента Владимира Зеленского и спикера парламента Дмитрия Разумкова, который не хотел голосовать за санкции и не воспринимал другие новации ОП.

7 октября Верховная Рада приняла решение об отставке Дмитрия Разумкова с должности главы парламента. За это проголосовали 284 народных депутата, преимущественно из фракции «Слуга народа» (215 голосов «за»). Ради такого решения «слугам» устроили веселый уик-энд в Трускавце: там же, где и начинался путь депутатов президентской силы в большую политику на тренинге в 2019-м. 8 октября новым главой парламента избрали Руслана Стефанчука.

Еще до отставки спикера Дмитрия Разумкова, 13 июля, в отставку подал министр внутренних дел Арсен Аваков, после более чем семи лет в должности. Аваков пережил смену нескольких премьеров и работал при двух президентах – Петре Порошенко и Владимире Зеленском.

Считается, что именно позиция МВД обеспечила справедливый подсчет голосов и правопорядок во время президентских и парламентских выборов в 2019 году и местных в 2020-м. Новым министром внутренних дел 16 июля стал Денис Монастырский, который был председателем Комитета Верховной рады по вопросам правоохранительной деятельности.

Заявлению об отставке Авакова предшествовали несколько эпизодов с депутатами. В ночь на 28 июня патрульные задержали депутата от “Слуги народа” Игоря Васильковского: подозревали, что он находился за рулем Toyota Land Cruiser в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Осмотра не было. Через 12 часов Васильковский выложил медицинское заключение, что он был трезв.

3 июля в Дарницком районе Киева остановили автомобиль Toyota Camry, за рулем которого был народный депутат от “Слуги народа” Евгений Брагар, известный советом продать породистую собаку, чтобы заплатить коммуналку. Брагара остановили за неподсвеченный номерной знак и отвезли к наркологу. И нарколог и дальнейшая экспертиза подтвердили, что он был трезв.

8 июля во Львове нардеп Александр Юрченко, которого в сентябре 2020 года исключили из фракции «Слуга народа» из-за расследования НАБУ относительно взятки, въехал своим Ford Mustang в Volkswagen Jetta, а потом напал на его водителя.

Бывший глава ОПУ Андрей Богдан выдвинул версию, что причиной отставки Авакова стала история именно с Евгением Брагаром. В интервью Дмитрию Гордону Богдан рассказал, что Брагар “сын какой-то женщины, которая очень близка к Зеленскому – то ли няня… человек, который прошел долгую историю с ним”. Для Владимира Александровича это была “красная тряпка”.

1 октября экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отлично “столовавшийся” в Украине, пробрался на родину в грузовике с фруктами и очутился в грузинской тюрьме. Не успели переварить новости об этой авантюре Саакашвили, как власть получила очередной неприятный сюрприз.

3 октября Консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовал данные об оффшорных сделках представителей мировой политической элиты и высокопоставленных чиновников Pandora Papers. В списке оказалось и имя президента Украины: в частности, говорилось о том, что до победы на выборах главы государства Владимир Зеленский владел долей в оффшорной компании Maltex, зарегистрированной на Британских Виргинских островах в 2012 году.

В апреле 2019 года, еще до вступления на пост президента, он продал ее своему другу и деловому партнеру Сергею Шефиру. Утверждается, что Шефир сохранил свою долю и после того, как стал первым помощником украинского президента.

Сам Зеленский в эфире телеканала ICTV сказал, что во времена правления Януковича «все структурировали свой бизнес, особенно бизнес, связанный с телевидением, со СМИ». В то же время экс-глава ОП Андрей Богдан заявил, что, по его информации, некоторые упомянутые оффшоры продолжают работать до сих пор.

Продолжение следует.

Источник: Версии
54321
(Всего 83, Балл 4.9 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам