Паназиатский союз без США: конец диктатуре доллара?

Не так давно мы писали об ослаблении доллара, утратившего с начала пандемии 12% стоимости. Бензина в костер подлило создание крупнейшей в мире зоны свободной торговли. Она охватывает регион от Китая до Новой Зеландии, но без США с оборотом около трети мирового ВВП. Раньше было подобное соглашение – ТТР, которое включало 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но с США и без Китая.  Вопрос в том, не будет ли очередное объединение мертворожденным?

В мире так много межгосударственных ассоциаций, что в них можно запутаться: БРИКС,  ГУУАМ, АСЕАН, NAFTA.  Не так давно обсуждалось Соглашение о транстихоокеанском стратегическом партнерстве TPP, которое фактически изолировало Китай и создавало привязанную к США торговую зону.

Переговоры об этом начались в 2005 году  с  подписанного Брунеем, Чили, Новой Зеландией и Сингапуром договора. Через три года  к его обсуждению присоединились Австралия, Канада, Япония, Малайзия, Мексика, Перу, США и Вьетнам, в результате чего число стран-участниц переговоров увеличилось до двенадцати. Все двенадцать подписали TPP 4 февраля 2016 года.

Первоначальный вариант TPP содержал меры по снижению как нетарифных, так и тарифных барьеров в торговле  и созданию механизма урегулирования споров между инвесторами и государством. Но мнения о том, какое влияние это окажет – позитивное или негативное – разошлись.

Комиссия по международной торговле США, Институт международной экономики Петерсона, Всемирный банк и Управление главного экономиста Global Affairs Canada обнаружили, что окончательное соглашение в случае его ратификации приведет к положительным экономическим результатам для всех подписавших сторон.

В то время как анализ, проведенный экономистами из Университета Тафтса с использованием альтернативной методологии, показал, что соглашение отрицательно повлияет на подписавших.

Многие наблюдатели утверждали, что торговая сделка послужила бы геополитической цели, а именно уменьшению зависимости подписавших сторон от китайской торговли и сближению с США.

Соглашение вступило бы в силу после ратификации всеми подписавшими сторонами, если бы это произошло в течение двух лет с момента подписания – до 4 февраля 2018 года. Но 23 января 2017 года президент США Дональд Трамп подписал президентский меморандум об отзыве подписи США под соглашением TTP, что сделало его ратификацию невозможной.

Остальные участники TPP встретились в мае 2017 года и договорились возродить свой план. И в  марте 2018 года 11 стран подписали пересмотренную версию соглашения, названную Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве – CPTPP. После ратификации шестью из них (Австралия, Канада, Япония, Мексика, Новая Зеландия и Сингапур) соглашение вступило в силу для этих стран 30 декабря 2018 года.

Американцы в это время вели переговоры с ЕС по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP).

По словам Карела де Гухта, комиссара ЕС по торговле с 2010 по 2014 год, TTIP является крупнейшей двусторонней торговой инициативой, о которой когда-либо договаривались, не только потому, что в ней участвуют две крупнейшие экономики мира, но также «из-за ее потенциального глобального охвата в установлении примера для будущих партнеров и соглашений». Но из затеи ничего не вышло: 15 апреля 2019 года переговоры были объявлены Европейской комиссией «устаревшими и утратившими актуальность».

Соглашение подвергалось критике и противодействию со стороны некоторых профсоюзов, благотворительных организаций, НПО и защитников окружающей среды, особенно в Европе. Немецкий экономист Макс Отте утверждал, что, поставив европейских рабочих в прямую конкуренцию с американцами (и, фактически, из-за Североамериканского соглашения о свободной торговле – с мексиканцами и канадцами), TTIP негативно повлияет на европейские социальные модели.

Североамериканское соглашение о свободной торговле – это NAFTA (North American Free Trade Agreement). Подписано оно было очень давно, еще 17 декабря 1992 года, между Канадой, США и Мексикой. Вступило в силу 1 января 1994 года, заменив Канадско-американское соглашение о свободной торговле.

В сентябре 2018 года США, Мексика и Канада достигли соглашения заменить NAFTA соглашением USMCA (United States – Mexico – Canada Agreement): все три страны ратифицировали его к марту 2020 года.  USMCA  вступило в силу 1 июля 2020 года.

В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, ни  NAFTA, ни  USMCA  не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д.

Ликвидация пошлин в торговле заняла около 14 лет. Только с 1 января 2008 года были окончательно отменены пошлины в торговле между Мексикой и США и между Мексикой и Канадой. Правда, 1 июня 2018 года США ввели пошлины на сталь и алюминий.

Совсем другая идеология была положена в основу  БРИКС (BRICS – сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa). Фактически это первая попытка межконтинентального торгового союза между крупнейшими по объему развивающимися экономиками в Евразии, Азии и Африке, Южной Америке.

Тезис, предложенный выдающимся экономическим аналитиком Джимом О’Нилом, сводился к тому, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии, ЮАР и Китая позволит им стать доминирующими экономическими системами к 2050 году.  Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют общий валовой внутренний продукт (ВВП) на момент создания $15,435 трлн.

Лидеры БРИКС регулярно проводили саммиты, дружелюбно общались. Однако предпосылок к созданию политического или даже торгового союза не просматривалось.  Видимо, правду говорят, что первый блин бывает комом.

В последние годы Китай все больше присматривался к организации Азиатско-Тихоокеанского региона АСЕАН, куда входят 10 государств: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (с 8 августа 1967 года); Бруней-Даруссалам (с 7 января 1984 года); Вьетнам (с 28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (с 23 июля 1997 года) и Камбоджа (с 30 апреля 1999 года).

Прямо скажем, в экономическом плане страны не самые передовые, за исключением Сингапура и набирающего разгон  Вьетнама. Но для Китая они стали своего рода кордебалетом в «танцах» с другими мощными партнерами по региону.

В результате 15 ноября в Ханое состоялось подписания соглашения о всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) – Regional Comprehensive Economic Partnership между 15 странами (китайские нумерологи специально выбрали настолько символичный день).

Крупнейшее на сегодня торговое соглашение в мире наряду с Китаем подписали Япония, Южная Корея, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам, Бруней, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд и Филиппины.

Соглашению предшествовала многолетняя подготовительная работа, включавшая 31 раунд переговоров и 18 министерских встреч. Наблюдатели назвали особенно примечательным и символичным участие в нем ближайших союзников США – Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии.

На эти страны с населением в 2,2 млрд. человек приходится примерно треть мирового ВВП. Но очевидно, что главная сенсация – это договоренности Китая с Японией, а так же британскими территориями – Австралией и Новой Зеландией. Удивительно, что королева Елизавета II не стала возражать против такого объединения.

Премьер-министр Китая Ли Кэцян назвал соглашение «триумфом мультилатерализма и свободной торговли». Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил в свою очередь, что соглашение «откроет новые возможности для австралийских фермеров, бизнеса и инвесторов».

Европейские СМИ единодушно расценивают соглашение как «удар по Америке». Правда, немецкий Der Spiegel называет ВРЭП «объявлением войны Европе и США». Журнал особо подчеркивает, что Китай сумел подписать соглашение, несмотря на углубляющийся торговый конфликт с Соединенными Штатами.  Шесть раз подписание переносилось на более поздний срок, в том числе из-за сопротивления Индии, которая в конечном счете не стала присоединяться к ассоциации.

Как пишут западные СМИ, соглашение предусматривает снижение таможенных пошлин, новые правила электронной торговли, а также унификацию торговых стандартов и защиту интеллектуальной собственности.

Оптимисты говорят, что это даст значительный импульс экономическому росту, углубит сотрудничество в сфере торговли, услуг, инвестиций и телекоммуникаций. Пессимисты, что оно убьет более слабые экономики таких стран как Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Таиланд и Филиппины, окончательно превратив их в филиал мастерских Китая и Японии.

Не случайно Индия одной из первых была готова подписать соглашение и открыть страну для иностранных инвестиций в рамках ВРЭП, однако передумала, так как побоялась угроз отечественным производителям со стороны дешевых китайских товаров.

Как бы там ни было, но пока рано рассуждать о перспективах объединения и о том, что оно может «завалить» США или Европу в экономическом плане. Для начала его надо  ратифицировать всеми странами-участницами. А это, как показывает печальная судьба TTP, еще и не факт, что состоится. Но, если все получится, у новой американской администрации появится реальная головная боль: диктатуре доллара может в самом деле наступить конец.

54321
(Всего 16, Балл 4.94 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам