Конец Конституционного суда

Все как на одесской свадьбе. Поднимается отец невесты и говорит: «Я, конечно, ничего не хочу говорить, однако те пятнадцать человек, что пришли без приглашения, пусть встанут и выйдут». Благодаря оперативной работе президентской пресс-службы стало известно, о чем именно говорил Виктор Ющенко с судьями Конституционного суда. Технология беседы типично одесская. Сначала Виктор Андреевич призвал людей в мантиях быть аполитичными, а потом втянул их в чисто политические разборки по самые уши.

Во-первых, нечего было туда ходить. Да, президент имеет право посещать разные места. В том числе и Конституционный суд. С этим утверждением члена Высшего совета юстиции Степана Гавриша трудно не согласиться. Но ведь надо учитывать особенности текущего, как говорил Владимир Ильич, момента. Сам же президент констатирует – страна переживает острый конституционный кризис. Так какого ты этот кризис разогреваешь? Нет другого способа донести эту «мудрую мысль» до судей? Надо обязательно лично припе… прийти и целый час читать лекцию на тему, как тебя ущемляют по самые гланды в извращенной форме циничными методами? Разве судьи отрезаны от внешнего мира, запломбированы в помещении КС, чтобы никто на них не влиял? Нет, они живые люди, все видят и слышат. А тут приходит президент и призывает их быть аполитичными. По меньшей мере, это странно. Если же говорить откровенно, то просто глупо. Ющенко находится в эпицентре политического скандала. И когда действующий скандальный фигурант приходит в суд, то, конечно же, сразу наступает всеобщая и полная аполитизация. Более того, есть такое понятие, как «заинтересованное лицо». Так вот, Виктор Андреевич крайне заинтересован в отмене политической реформы. Однако это ему не помешало встретиться с судьями.

Во-вторых, прежде чем обрабатывать КС, надо хотя бы определиться со своим статусом. Виктор Андреевич же у нас един в трех лицах: Ющенко – президент, Ющенко – лидер (пусть и почетный) политической партии «Наша Украина» и Ющенко – глава оппозиции. Без пяти минут лидер комитета национального спасения. Вопрос: кто разговаривал с судьями Конституционного суда? Президент? Лидер оппозиции? Лидер партии НСНУ? Ну как с таким «букетом» острых политических болезней можно идти в КС? Если тебе так приспичило послать «сигнал» КС, выработать очередную «дорожную карту», то найди какой-нибудь повод, напряги пресс-службу и вещай. Надо иногда включать то место, чем обычно думают. Ведь ни для кого не секрет, что визиты и хождения президентов имеют явно выраженный политический подтекст. На учения СБУ сходил, а в МВД – нет. Ну, все не маленькие, понимают, что к чему. Почему Виктор Андреевич не пошел на празднование юбилея УСПП? Потому что президент промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах согласился работать в правительстве Виктора Януковича. Или же возьмем звонок Ющенко на мобильный Юрия Луценко во время обыска. Он же тоже имеет политическое значение. С одной стороны, глава государства как бы поддержал Юру. С другой – дал понять, что ничего, кроме как позвонить, делать в его защиту не будет. Типа, держись, Юра, мысленно с тобой. Твой президент.

Отсюда вывод: любое, подчеркиваю, любое телодвижение президента рассматривается в политическом контексте. Особенно учитывая уровень политизации украинского общества, что свидетельствует о его чрезмерной «перегретости».

В-третьих, зачем ставить судей КС перед «моральным выбором»: вы или поддерживаете ползучий конституционный переворот, или же остаетесь честными людьми. Ну а как иначе можно интерпретировать следующий фрагмент из официального сообщения пресс-службы Виктора Ющенко: «Каждая политическая неделя приносит новые и новые осложнения, причем эти усложнения граничат с нарушением прав граждан, их свобод. Идет явная тенденция узурпации власти, нарушения того конституционного поля, которое зафиксировано в действующей Конституции». Другими словам, Виктор Ющенко четко классифицировал «состав преступления», совершенного правительством и правящей коалицией. Речь идет, по его словам, об узурпации власти. Он дал понять судьям, какое решение от них ожидается. В едином порыве они должны прослезиться, разоружиться перед НСНУ и, со слезами счастья и умиления на лице, отменить политическую реформу, провозгласить Ющенко наместником Бога на земле, установить в холле КС его бюст и каждое утро начинать с ритуального воскурения Конституции перед ликом президента. Маразм какой-то…

Или же следующий фрагмент: «По сути, проводится ревизия результатов политических выборов, что является проявлением наступления на конституционный строй». Он (Ющенко) это говорит судьям (!). Подобной вольности даже Виктор Федорович себе не позволяет. Уж лучше втихаря настучать по печени, чем так публично позорить людей. И в конце абсолютно иезуитский по своему значению вывод: «Держите политический процесс в правовом поле». Нет, ну нормальный ход? Сначала втирал о перевороте, а под конец вспомнил о праве. И заодно лично поставил перед КС совершенно конкретную задачу – решить вопросы, связанные с императивным мандатом (статус внефракционных депутатов), принятием закона о Кабинете министров и легитимностью нынешнего правительства.

Либо Виктор Андреевич до странности наивен, либо то, о чем мы все думаем. Третьего варианта просто не надо. Поэтому абсолютно прав Степан Гавриш, который призвал конституционных судей самораспуститься: «КС должен осознать, что он сегодня станет политическим заложником и будет политизированным, поэтому наилучший выход подать в отставку и сформировать новый суд». Другого легитимного варианта выхода из сложившейся ситуации просто нет. Особенно после визита Виктора Андреевича. Теперь начнется: а давайте поговорим с премьером, со спикером. Подобная мысль уже была озвучена во время промывания судейских мозгов президентом. Если эта идея будет реализована, то можно смело ставить на КС крест. С судьями не консультируются. К ним приходят по вызову. Существует специальная процедура обращения, которая придумана не просто так, а чтобы подчеркнуть значимость этого органа власти. Ющенко превратил работу высшей конституционной инстанции в слезливый фарс, рассчитанный на чувствительных барышень. Он подорвал доверие к судебной ветви власти вообще (его избрание – плод судейской ошибки) и КС в частности. Это конец.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам