Подвески королевы

Сегодня впервые блок Тимошенко «столкнулся» с «Нашей Украиной» на оппозиционной площадке. Обе силы предложили на утверждение парламента схожие варианты законопроекта о статусе народного депутата. Очень выгодный проект, позволяющий публично продемонстрировать готовность пожертвовать всем, ради сохранения зрительских, извините, электоральных симпатий.

Сейчас и БЮТ, и бывшей президентской партии как никогда надо вернуть себе доверие избирателей. Юлия Тимошенко на конкретном примере должна была показать, что «справедливость есть, за нее стоит бороться».

А «НУ» необходимо представить свое новое, отличное от президента, лицо: в пятницу «Наша Украина» официально оформила свой переход в оппозицию… Как обычно, спор возник вокруг объема депутатских льгот: не слишком ли многими благами пользуются слуги народа?

Собственно говоря, для БЮТ эта тема не нова: ее месяц назад пытался «разрабатывать» Олег Ляшко, призывая своих коллег, и прежде всего спикера, отказаться от дач, самолетов и высоких отпускных. Но должного резонанса попытка Ляшко не получила, после того как спикер Мороз рассказал, что Ляшко был первым в очереди на получение депутатского пособия в 45 тысяч гривен. Чтобы больше не позориться, презентовать закон в ВР взялась сама Юлия Владимировна. И это правильно: хочешь, чтобы получилось хорошо – сделай это сам. Тем более что БЮТ более месяца подготавливал почву для такого наступления, и многие СМИ попали в «разработку» бютовских аналитиков. Например, нередко можно было видеть депутатов, выворачивающих перед камерами свои бумажники и подкладки пиджаков, демонстрирующих швейцарские «котлы» и стильные украшения.

Когда в блоке Тимошенко решили, что примеров депутатской суперсостоятельности накопилось более чем достаточно, начали действовать. Единственное, чего не учли – так это внезапного перехода «Нашей Украины» в лагерь оппозиции. В итоге, Юлии Владимировне пришлось «соперничать» с представителем «НУ» Борисом Беспалым по поводу воЛЬГОТной жизни народных избранников. Поскольку силы были примерно равны (оба докладчика настаивали на том, что список преференций для членов ВР необходимо сильно урезать), то Юлия Владимировна прибегла к дополнительным аргументам. В виде жемчужного колье. Юлия Владимировна буквально швырнула в лицо Евгению Кушнареву свое ожерелье. Это была ее женская реакция на слова «регионала» о том, что одного ее ожерелья средней украинской семье хватит на 5 лет безбедной жизни. Тимошенко отреагировала мгновенно: под аплодисменты зала она подбежала к трибуне и бросила перед Кушнаревым свое украшение. Сильное впечатление. После него уже никто не вспоминал о депутатских льготах: в кулуарах журналисты и парламентарии оценивали стоимость «подвесок миледи Ю». Сначала определили, что это дорогостоящая бижутерия от Dolce&Gabbana; Стоимость называли разную: от 300 до 1000 долларов. Потом привлекли в качестве эксперта бус Тимошенко президента ювелирного дома «Лобортас и Карпова» Игоря Лобортаса. По его мнению, ожерелье Тимошенко – бижутерия, «купленная где-то в Эмиратах», хотя на первом этапе специалист допустил, что изделие, красовавшееся на шейке леди Ю, может быть сделано из речных жемчужин. «Цена одной нитки может составлять 100 или 200 долларов», – отметил он. Осмотрев застежку ожерелья, представляющую собой логотип итальянского дома моды Dolce&Gabbana;, ювелир вначале предположил, что это может быть золото. Но со временем он сказал: «Металл тверже. Это не золото однозначно».

В общем, с одной стороны, женщину, предпочитающую одежду от «Луи Виттон» «опустили» – ее украшения оказались банальной подделкой. С другой – такая оценка ожерелья Юлии Тимошенко говорит о «простоте» лидера оппозиции и ее близости с народом: подобную «безделушку» может себе позволить практически любая женщина ее лет. Так что «битву за льготы» лидер БЮТ у «нашеукраинцев» выиграла однозначно, хотя вариант предложенного Тимошенко законопроекта и недобрал голосов: «за» всего 215 депутатов. В свою очередь, главные конкуренты БЮТ по оппозиционному лагерю тоже не теряют временим даром. Сегодня Роман Безсмертный дал «ответку» президенту Ющенко, настаивающему на продолжении коалиционных переговоров: «Мосты сожжены. «Наша Украина» в оппозиции». По словам Петровича шесть партий, входящих в блок, приняли решение смене провластной вывески. «Ни о каких других вариантах говорить не приходится», – подчеркнул Безсмертный.

Кстати, Роман Петрович заявил, что Виктор Ющенко был заранее проинформирован об оппозиционном вердикте фракции «Наша Украина». И тот факт, что президент делает вид, что не замечает перемен в своем лагере, говорит о растерянности самого Ющенко. Он никак не может поверить в то, что партия «кинула» его, а не наоборот. Отсюда и успокаивающие заявления о том, что «Наша Украина» должна быть в коалиции, и требования к «НУ» продолжить диалог с «регионалами». В общем, налицо углубление конфликта между Виктором Ющенко и его политической силой. Еще один вывод: как оказалось, почетный президент «НУ» не контролирует собственную политическую партию, являясь бутафорским лидером, от которого ничего не зависит. Думаю, это больше всего пугает Виктора Андреевича: после того, как с ним прекратит считаться даже «Наша Украина», он перестанет быть интересен и обществу, и политической элите. Поэтому президент сейчас усиленно демонстрирует свою влиятельность, находя поддержку лишь у Партии регионов.

Порой складывается впечатление, что лишь «регионалы» остались в числе тех, кто чего-то еще ждет от Ющенко. Впрочем, не исключено, что интерес этот ситуативный и связан с намерением не допустить правительственный кризис, разбалансировку Кабинета Януковича, который несет ответственность за происходящее в стране вместе с президентом – до тех пор, пока в составе КМ трудятся проющенковские министры. Так что президент пока игнорирует рекомендации «НУ» отозвать представителей «Нашей Украины» из правительства: посты в нем занимают четверо «нашеукраинцев», плюс министры обороны и иностранных дел, которые являются личными креатурами главы государства. Одновременно министр Кабинета министров Анатолий Толстоухов заявляет, что правительство Украины пока не готовит планы ротации в связи с заявлениями «Нашей Украины» об оппозиционности. «Если по поводу каждых заявлений мы будем заниматься перестановками в правительстве, это будет шахматно-шашечный клуб, на котором без всяких принципов и правил переставляют фигуры», – отметил министр.

Кстати, «вывод» членов «НУ» из правительства станет серьезным испытанием для партии власти, поменявшей статус. Потому что пока нет четкого ответа на вопрос, как убрать из правительства чиновников, еще вчера считавших себя представителями партии власти. Самый простой выход: убедить министерскую «четверку» написать заявления об уходе и по собственному желанию покинуть кресла в КМ. Но не факт, что все прислушаются к советам партийных лидеров. Так, многие депутаты сомневаются в стойкости Романа Зварыча. Уговаривают остаться в правительстве и министра здравоохранения Поляченко – он устраивает всех как профессионал, а его связь с «Нашей Украиной» достаточно формальная, через папу. Да и остальные могут проявить душевную слабость…

Как быть? Разрешить ситуацию помог бы закон о Кабмине: ведь после реформы министры становятся политическими фигурами, и значит, назначаться или увольняться должны уже по политическим принципам. Но закона, как известно, до сих пор нет. Не прописан этот момент и в законе о статусе государственного служащего… Что делать? Читать Конституцию, статья 85-я (пункт 12): «К полномочиям ВР относится… решение вопроса об отставке Кабинета министров, членов КМ». Другими словами, сегодня судьбу «нашеукраинских министров» решает не президент, не политическая партия, а парламент. Однако процедура данного решения не выписана. По мнению юриста Виктора Мусияки, с инициативой отставки министров премьер Янукович должен обратиться к коалиции, которая формирует правительство и несет ответственность за его работу. В свою очередь, АК должна сформулировать причину увольнения отдельных чиновников и подать это предложение на утверждение ВР. А вот «регионалы» считают, что уволить оппозиционных министров могут только депутаты-члены коалиции, поскольку оппозиционные БЮТ и «Наша Украина» прямого отношения к формированию и деятельности правительства не имеют. Пока же, судя по высказываниям Толстоухова, коалицианты не спешат «потакать» желаниям Романа Безсмертного и «НУ»… Какой вывод? Первое: президент вступил в конфликт с «Нашей Украиной». Ему придется определяться и отказываться от почетного лидерства в этой партии. Второе: Партия регионов уже открыто сотрудничает с Ющенко и поддерживает его в вопросах коалиционных переговоров и сохранения существующего формата Кабмина.

Видимо, Виктор Андреевич должен как-то отреагировать. Пока он лишь заявил, что будет работать и с ПР, и с «Нашей Украиной», потому что для него важно объединение всех политических сил Украины. Этого мало. Третье: сложилась интересная правовая коллизия, при которой министры оппозиционной партии продолжают трудиться в Кабмине. Резонный вопрос: на кого они работают? На ПР? Нет. Лично на Виктора Ющенко? Только два человека: Тарасюк и Гриценко. На «Нашу Украину»? Непонятно. Другими словами, пока не будет выработан механизм их увольнения, такая странная ситуация сохранится.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам