Квантовая политика

Принцип неопределенности Вернера Гейзенберга устанавливает предел для точности измерений на квантовом уровне (кванты – это такие маленькие «штуковины», из которых состоит все, даже Виктор Ющенко). Например, чем точнее может быть зафиксировано положение электрона в пространстве, тем более неопределенной становится его скорость. Данный принцип, как мы уже писали, применим в сфере внутренней и внешней политики Украины (премьериада, парламентское большинство), а также абсолютно точно описывает поведение Стивена Пайфера, который побывал в Киеве с миссией недоброй воли («кольчужный скандал»).

Мы рассмотрим реализацию принципа неопределенности Гейзенберга в основных политических сюжетах, наметившихся в последние недели. Начнем, пожалуй, с принципа премьерской неопределенности. Суть его заключается в том, что:

* нельзя определить с достаточной вероятностью шансы каждого из четырех соискателей титула главы Кабмина (Анатолий Кинах, главный налоговик Николай Азаров, первый вице-премьера Олег Дубина, донецкий губернатор Виктор Янукович) быть утвержденным в сессионном зале ВР. Напомним, что для этого необходимо 226 голосов. Чем точнее можно говорить о конкретном кандидате, тем менее прогнозируемый результат голосования. Почему? Поскольку более или менее четкое позиционирование соискателя автоматически приводит к мобилизации ресурсов, работающий против него. В результате, чем больше говорят, например, о том, что Виктор Янукович станет новым премьером, тем меньше этому следует верить. В данный момент принцип неопределенности работает сразу против двух кандидатов: Януковича и действующего главы КМ Анатолия Кинаха. Именно они вышли в финал условного рейтинга парламентских предпочтений из чего следует – их положение дестабилизируется. Одновременно растут шансы Николая Азарова, поскольку его место в рейтинге парламентских предпочтений ВР абсолютно не определено. Он выступает в роли «темной лошадки», которую внесли в официальный список претендентов, но пока придерживают во время «премьерского забега».

* нельзя определить, сколько кандидатов на роль главы Кабмина будет вынесено на рассмотрение президента. Чем выше точность согласования одной креатуры, тем более вероятным является вариант «второй тур». Суть его сводится к тому, что единственная кандидатура парламентского большинства заваливается в ходе голосования и в результате президент:

а) оставляет Анатолия Кинаха с приставкой «исполняющий обязанности» на неопределенное время. В таком случае парламентское большинство может еще достаточно долго ломать голову над тем, кого бы порекомендовать президенту в качестве премьера. От главы государства будет зависеть новый срок начала премьериады;

б) предлагает ВР свою кандидатуру на должность руководителя КМ. Это может быть человек из существующего списка, но не исключено, что появится совершенно новая фигура. Невольно вспоминается процесс поиска преемника премьера Виктора Ющенко. Планировалось, что во втором туре появится не Кинах, а совсем другое лицо, имеющее некоторое отношение к налогам. Но в результате девиантного поведения фракции социалистов все получилось по-другому.

В этой связи спикер Владимир Литвин действует в полном соответствии с премьерским принципом неопределенности. Он хорошо понимает, чем грозит локализация кандидата по одному вектору – парламентскому. В результате направление второго вектора – президентского – становится еще более неопределенным. Вот и получается, что локализация премьерского кандидата возможна только тогда, когда появится представление главы государства. А все остальное лишь предположения. Во всяком случае, если на стол главе государства ляжет список из трех соискателей, то результаты его решения можно спрогнозировать гораздо более точно, чем в случае с одной согласованной кандидатурой будущего премьера.

С «премьерским принципом» связан еще принцип парламентской неопределенности. Он гласит: чем более точным является список членов парламентского большинства (ПБ), тем менее ясно, как оно будет голосовать и вообще, в состоянии ли такое ПБ набрать минимально необходимое количество голосов. В таких условиях премьерская судьба зависит от позиции фракций, не входящих в большинство. В результате, чем выше уровень одобрения ПБ одной конкретной кандидатуры на должность главы КМ, тем ниже шансы ее прохождения. Уровень согласования в данном случае означает вероятность «кидка» во время голосования.

И, наконец, остановимся на последней разновидности принципа неопределенности – внешнеполитической. Чем более определенной становится жесткая позиция Вашингтона по отношению к Украине по «кольчужному скандалу», тем менее определенными будут действия оппозиции. Госдеп, как всегда, допустил стратегическую ошибку: он повторно активировал «кассетную схему», не заботясь о ее системных политических носителях. Сегодня складывается впечатление, что выяснять: продавала Украина «Кольчуги» Ираку, не продавала – вопрос второстепенный. Штаты, похоже, больше интересует, как такие изделия нам удается делать, а не факт поставок. По существу, речь идет о «ленивой разведывательной операции»: ребята, напрягитесь и дайте нам всю информацию о поставках радарах в Китай, расскажите об особенностях технологии, а мы потом подумаем, что с вами делать. Совсем как в фильме «Вокзал для двоих»: «Быстренько, сама, сама…»

Оппозиция в лице Виктора Ющенко обиженно молчит. На нее в США не обращают внимания. Там чересчур увлеклись добыванием разведданных. Таким образом, суть принципа внешнеполитической неопределенности сводится к следующему: чем более определенным становится внешнеполитический прессинг Украины, тем менее определенным является положение Ющенко. «Кольчужный скандал», по большому счету, не рассчитан на то, чтобы Виктор Андреевич взошел на президентский престол. Речь явно идет о тактической геополитической операции без стратегической перспективы.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам